Двадцать лет назад, 2 сентября 1991 года, в карабахской столице Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. Собравшиеся приняли Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района. О ситуации в тот период корреспонденту РИА Новости в Армении Гамлету Матевосяну рассказал активный участник Карабахского национально-освободительного движения, член комитета "Карабах" Ереванского института физики, депутат Верховного Совета Армении в 1990-1995 годах, один из самых авторитетных армянских политологов, глава Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян.
- Чем было вызвано провозглашение независимой Нагорно-Карабахской Республики именно в сентябре 1991 года?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, следует вернуться немного назад и вспомнить, что происходило в конце 80-х годов ХХ века. В крупных городах СССР перестройка привела к усилению демократических настроений, а в национальных окраинах родила надежды на восстановление справедливости в отношении многих национальных меньшинств. В частности, армяне Нагорно-Карабахской автономной области, составлявшие большинство населения НКАО, подняли вопрос о возвращении области в состав Армянской ССР и восстановлении попранных политических, экономических и социальных прав.
Идея возвращения НКАО в состав Армянской ССР и восстановление прав армян автономной области были настолько сильны в Армении, что привели в феврале 1988 года к созданию мощного Армянского общенационального движения - политической силы, сломавшей многолетнюю монополию на власть Коммунистической партии Армении. Карабахское движение с момента своего рождения в феврале 1988 года несло и мощный демократический заряд. Так, впервые из всех советских республик, именно в Армении в середине 1989 года был принят новый Закон о выборах. Он позволял любому гражданину Армянской ССР выставляться на выборах в Верховный Совет Армении через механизм сбора подписей граждан (ранее коммунисты Армении пользовались монополией на право выдвижения кандидатов в депутаты) и иметь своих доверенных лиц на всех избирательных участках.
В мае 1990 года были проведены свободные демократические выборы в Верховный Совет Армении (ныне Национальное Собрание Армении), которые позволили сформировать многопартийный парламент. Именно этот парламент принял законы о свободе СМИ, о партиях и общественных организациях, о свободе вероисповедания, целый комплекс законов, позволяющий переходить к рыночной экономике и т.д.
К сожалению, на все инициативы, исходившие из Армении и Нагорного Карабаха, коммунистический Кремль реагировал болезненно. Кремль полностью контролировал СМИ и использовал их для разжигания ненависти между народами республик Закавказья. Думаю, многие помнят репортажи о карабахском конфликте в программе "Время" и статьи в газетах "Правда" и "Известия", из которых практически ничего нельзя было понять, кроме того, что "экстремистски настроенные элементы организуют митинги и шествия" и в результате столкновений "погибли люди разных национальностей". И это в то время, когда на площади Свободы в Ереване в 1988-1990 годах собирались мирные митинги, в которых участвовало несколько сотен тысяч человек, где наряду с проблемой Нагорного Карабаха поднимались вопросы демократизации армянского общества, свободы слова, прав человека, проведения справедливых и свободных выборов.
По установившейся советской, а по сути - имперской традиции Кремль решил удерживать ситуацию через сталкивание различных этнических, религиозных и социальных групп. На политическое решение внеочередной сессии Совета народных депутатов НКАО от 20 февраля 1988 года о ходатайстве выхода области из состава Азербайджанской ССР и вхождении в состав Армянской ССР, болезненной, а впоследствии и силовой, была реакция не столько Азербайджана, сколько Кремля в лице Политбюро ЦК КПСС. Достаточно вспомнить операцию "Кольцо", проводившуюся спецподразделениями внутренних войск МВД СССР с использованием бронетехники под предлогом борьбы против незаконных вооруженных формирований в мае-августе 1991 года в армянских селах на севере Нагорного Карабаха, а также Шаумяновского района и Геташенского подрайона Азербайджана, и закончившейся депортацией армян – жителей этих сел.
Все это укрепило в Армении и Нагорном Карабахе позиции сил, которые не верили в способность коммунистической власти на мирное и справедливое решение карабахской проблемы, а также в ее способность к реформированию политической и государственной систем. Поэтому еще за год до путча ГКЧП, 23 августа 1990 года, Верховный Совет Армянской ССР принял Декларацию независимости. Аналогичные документы в соседних кавказских республиках приняли лишь через год.
Путч ГКЧП не мог что-либо изменить в позиции новой современно мыслящей и демократически настроенной политической элиты Армении. Тем более что события, развивавшиеся вокруг проблемы Нагорного Карабаха, когда после 1988 года началось массовое изгнание армян из Азербайджана, наглядно показали полное бессилие, а может быть и нежелание Кремля решать серьезнейшие проблемы, стоящие перед страной.
Примечательно, что в подходах Армении и Нагорного Карабаха была некоторая разница - Степанакерт возлагал на центр больше ожиданий. Но после проведения операции "Кольцо" и попытки государственного переворота ГКЧП карабахские руководители перестали ждать и надеяться на положительное решение вопроса Нагорного Карабаха из Москвы.
Нагорный Карабах пошел на отделение от Азербайджанской ССР в полном соответствии с положениями Конституции Советского Союза. Отмечу еще одно очень важное обстоятельство, о котором официальный Баку предпочитает умалчивать. 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию "О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики" на основе акта "О провозглашении Азербайджанской Демократической Республики" от 28 мая 1918 года. В постановлении о независимости констатируется, что современный Азербайджан является правопреемником АДР. А входил ли Нагорный Карабах в то время в состав АДР? Конечно же, нет. Отсюда, как мне представляется, логически вытекает, что Азербайджан, объявив себя правопреемником АДР, тем самым, дал согласие на выход Карабаха из состава Азербайджана. Кстати, Лига Наций еще в 1918 году объявила Нагорный Карабах спорной территорией.
Возвращаясь к Армении, отмечу, что наша республика, единственная из всех, входивших в состав Советского Союза, шла к независимости согласно законам, существовавшим в СССР (республика, желающая выйти из состава СССР, должна была за год объявить о начале процедуры выхода). В период путча ГКЧП новое руководство Армении, конечно, было обеспокоено ситуацией, однако это не поколебало его решимости к проведению референдума о независимости, который состоялся, как и планировалось, 21 сентября 1991 года. 94% населения Армении высказались за ее независимость.
А через два с половиной месяца, 10 декабря 1991 года, всего за несколько дней до официального распада Советского Союза, уже в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения – 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана. После этого начались широкомасштабные боевые действия, в результате которых Нагорный Карабах де-факто обрел независимость. Но это уже другая история.