От Москвы до Холуя, что в Ивановской области, 360 километров. Этот путь в середине XVIII века занимал 5-6 дней, а сегодня 5-6 часов. Красота этих мест привлекает многочисленных туристов в любое время года.
Река Теза хоть и небольшая, но глубокая, с широкими весенними разливами, по одной из версий и дала название этим местам. На Руси плетёные из ивняка запруды для ловли рыбы, иначе говоря, сетки, называли холуем. С помощью таких сеток перегораживали реки не на всю длину, а наискосок. А рыбы в Тезе было много - её ловили и для себя, и на продажу. Вот места эти и стали называть Холуем.
Историю Холуя как торгово-промышленного села можно условно разделить на три периода, если принимать во внимание занятость населения в определённой сфере деятельности. Основу благосостояния жителей в разные периоды составляли солеварение, иконопись и лаковая миниатюра.
По рассказам директора Холуйского художественного училища Михаила Печкина, первая известная на сегодняшний день грамота, в которой упоминается село, датирована 1543 годом. В ней Иван Грозный освобождает от пошлин солеварни Троице-Сергиева монастыря, расположенные в Холуе. Соль ценилась на вес золота, а само солеварение было делом прибыльным, владели варницами, как правило, князья, бояре, а также крупные монастыри. И хотя Холуй не стал знаменитым на всю Россию местом добычи соли, как, к примеру, Соликамск, но на соли рос, развивался, постепенно превращаясь в зажиточное село. Впрочем, не "белой смертью" единой крепил он свое экономическое благосостояние - в Москву отсюда отправляли обозы с рыбой, холстами, скатертями, нитями и даже сушеной малиной и варенья из ее ягод.
В документах 1613 года слобода упоминается уже как иконописное место, которое было пожаловано Василием Шуйским князю Дмитрию Пожарскому за защиту Москвы. Последний ценил своё имение в Холуе и бывал здесь неоднократно, иначе зачем ему было держать "два двора вотчинниковых" и большой штат слуг.
"Ученые иконописное искусство Палеха, Мстёры и Холуя называют древнерусской живописью. Они же утверждают, что раньше всех из них иконописание возникло в Холуе. Первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице-Сергиевой лавре", - отметил директор компании "Русская Лаковая Миниатюра" Владимир Чиркин.
C начала XVIII века иконописное искусство в Холуе развивалось стремительно, что отчасти было обусловлено постоянно растущим спросом на иконы. Здешние творения поставлялись в северные губернии России - Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Петербургскую, и в саму столицу. Более того, холуйские мастера получали заказы из-за границы: Болгарии, Македонии и Сербии.
"Пройдя множество этапов становления, художники пришли к росписи лаковой миниатюры на папье-маше. Первые опыты миниатюрной живописи относятся к 1932 году. Художники Холуя, как и Палеха и Мстёры, явились основателями нового искусства - русской лаковой миниатюры на папье-маше", - рассказывает Чиркин.
Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань, грунтуют и отдают шкатулки в покраску, где их по несколько раз лакируют черным снаружи и красным внутри. Причем каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки, наставляет Чиркин.
Член союза художников России Лев Никонов уже более 30 лет занимается лаковой миниатюрой. Приехал он в Холуй из Юрьевца и помнит, что его стремление к рисованию и учёбе проявилось очень рано. "В школу я убежал из дома в шесть лет, как Филиппок, хоть она и находилась в другой деревне. В седьмом классе твёрдо решил стать художником", - рассказывает он. Учась в Холуйской художественной профтехшколе, он был среди лучших, умел быстро схватывать характерные черты, обладал широкой раскованной живописной манерой. А дипломная работа "Мой дед", написанная в классических традициях холуйской миниатюры и посвященная истории семьи, и поныне считается одной из лучших в училище и принимает участие во многих выставках.
Краски - а это яичная темпера, то есть смесь уксуса, воды, желтка и пигмента - художник делает и подбирает индивидуально. За красками следует черед сусального золота, которое полируют, только не удивляйтесь, волчьим зубом. И опять лакировка - не менее пяти раз - и полировка. И всё это вручную, женскими, можно сказать девичьими руками. "Никакая механизация нам не помогает", - подтверждает Никонов.
Холуйские художники с 1937 года участвовали во Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в 1939 году их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Период расцвета холуйской лаковой миниатюры пришелся на 50-60-е годы. По мнению Чиркина, разнообразие тем, сюжетов, своеобразное направление в русской лаковой миниатюре позволило местным творцам найти свой путь, отличный от Палеха и Мстеры. Художники Холуя, приняв наследство от старых мастеров, сумели развить это искусство, сделать его современным, сохранить лучшие традиции лаковой миниатюры, ее народную основу.
Современные работы ежегодно участвуют в выставках-продажах как в России, так и за границей, получают медали и занимают призовые места. Среди холуйских художников есть как народные и заслуженные, так и молодые да ранние, но очень талантливые.
"Холуй - село древнее. С XVI века все жители здесь уже занимались иконописью. Своих детей, чтобы подготовить к будущей жизни, для иконописания они готовили дома, в своих мастерских. В 1883 году здесь открыли Холуйскую иконописную школу, но после революции её закрыли. В 1935 году открыли профтехшколу, которая стала готовить живописцев, но, просуществовав шесть лет, она тоже была закрыта. В 1943-м открыли профтехшколу, которая стала готовить молодых специалистов для лаковой миниатюры. С тех пор в нашем училище два отделения - лаковой миниатюры и художественной вышивки. Это те профессии, которые бытовали в Холуе в XVI-XVIII веках. То есть мы учим тому, чем занимались здесь наши предки", - рассказывает директор Холуйского художественного училища Михаил Печкин.
Сейчас училище в стадии реорганизации, оно скоро станет филиалом Высшей школы народных искусств Санкт-Петербурга и уже со следующего года в Холуе можно будет получить высшее образование. Многие выпускники продолжают свою работу здесь же, тем более что Холуй славен династиями.
"В нашем промысле есть народные и заслуженные художники. Благодаря им и их творчеству промысел процветает и имеет широкую известность в России и за рубежом. Многие коллекционеры приобретают наши шкатулки. Благодаря популярности наших изделий туристы приезжают в нашу глубинку, чтобы посмотреть на ту красоту, которую мы делаем непосредственно здесь на месте", - завлекает Чиркин.
Нередко туристы, любуясь произведениями русской лаковой миниатюры, задаются вопросом о стилевых различиях работ Холуя, Палеха и Мстёры. Очень интересным в этом плане является их сравнение с видами театрального искусства. Палех Печкину напоминает балет - своей условностью художественного языка, лёгкостью и изяществом фигур, как бы пританцовывающих, слегка касающихся земли. Холую, по его мнению, подошло бы сравнение с оперой, менее условной по характеру, чем балет, но при этом наполненной великолепными декорациями и звуками. А для Мстёры более всего подойдёт сравнение с драматическим спектаклем, более реалистичным по характеру и стилю, но менее возвышенным по сути. "Отсюда и зритель, любитель искусства, у каждого промысла подбирается свой", - выносит он свой вердикт.
Лаковая миниатюра - искусство высочайшего уровня. В разнообразном русском декоративно-прикладном и народном искусстве, по мнению Чиркина, лаковой миниатюрной живописи отдается предпочтение за уникальность и красоту. Лаковая миниатюра рукотворна, очень трудоемка и сложна как в исполнении, так и в понимании. "Проработав много лет в промысле, могу с уверенностью сказать, что фактически работу пишет не столько художник, сколько время. Потому что со временем работы приобретают глубокий древний вид, неизменно сохраняя при этом сочность живописи", - отмечает Никонов.