Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.
В московском офисе британской компании BP второй день продолжаются обыски. Они начались на следующий день после того, как крупнейшая российская нефтяная компания "Роснефть" подписала соглашение о сотрудничестве в освоении арктического шельфа с американским энергетическим гигантом ExxonMobil. Эксперты видят в этом крайне неудачное совпадение, которое может негативно отразиться на инвестиционном имидже России.
Выемка документов проходит по решению тюменского арбитражного суда в рамках рассмотрения иска миноритарных акционеров ТНК-BP. Они требуют компенсации от BP за ущерб, нанесенный, по их мнению, компании несостоявшейся сделкой с "Роснефтью".
В конце января "Роснефть" договорилась с BP об обмене акциями (5% BP в обмен на 9,5% на акции "Роснефти") и совместном освоении Арктики. Однако российские партнеры BP по консорциуму ТНК-BP – AAR ("Альфа-групп", Access и "Ренова") – подали в суд и заблокировали сделку. Консорциум апеллировал к условиям соглашения, по которому BP может работать в России только через партнерство с AAR.
После этого BP предлагала AAR выкупить его долю в ТНК-BP, однако названная консорциумом цена в 40 миллиардов долларов не устроила британцев. В начале мая Стокгольмский арбитражный суд разрешил BP и "Роснефти" обменяться акциями, но только при условии, что ТНК-BP будет участвовать в арктической сделке. Однако "Роснефть" на это не согласилась.
По мнению миноритариев, из-за срыва сделки между ВР и "Роснефтью" по созданию альянса в Арктике и обмену акций были ущемлены интересы акционеров ТНК-ВР, так как компания могла выступить партнером "Роснефти".
Аналитики полагают, что консорциум AAR намеренно развалил сделку BP с Роснефтью, а за обысками, как и три года назад, стоит конфликт британских и российских акционеров.
Сигнал партнерам?
Глава BP в России Джереми Хак накануне заявил, что постановление суда, по которому в офисе находятся судебные приставы, не имеет законного основания. После начала обысков западная пресса заговорила о том, что те не случайно совпали по времени с подписанием соглашения о сотрудничестве "Роснефти" и ExxonMobil и могут быть связаны с желанием российских властей показать зарубежным партнерам, что отношения с Россией лучше не портить.
"На следующий день после того, как американский нефтяной гигант подписал соглашение с российской государственной нефтяной компанией, сотрудники спецслужб в Москве привели наглядный пример того, что может произойти с зарубежными нефтяными партнерами, которые портят отношения с [российским] правительством", – пишет американская газета The New York Times.
Эксперты сходятся во мнении, что посылать с помощью обысков подобные сигналы партнерам для России не выгодно с точки зрения инвестиционного климата, особенно в свете планов по приватизации государственной собственности. "У нас запланирована массированная приватизация госсобственности, и западных инвесторов стоило бы приветствовать, чтобы они приходили в наш бизнес", – пояснил в беседе с РИА Новости аналитик по нефти и газу ИФД "Капитал" Виталий Крюков.
Невыгодно России это делать еще и потому, что российская нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасль нуждается в финансовых и технологических инвестициях, отмечает президент холдинга "Финам" Владислав Кочетков. "В России остается нефть, которую сложно добывать, сложно перерабатывать, и тут нужны современные технологии, – поясняет он. – А в технологическом плане мы от многих западных компаний отстаем, и возможность пользоваться опытом BP, которая является одним из мировых лидеров, для России позитивна".
"Два медведя в одной берлоге"
Доля BP на российском рынке составляет 7,5%, благодаря чему британская компания уверенно входит в тройку лидеров по добыче нефти в России. В связи с этим уже несколько лет ходят слухи о том, что российских нефтяных гигантов такая ситуация не совсем устраивает и они хотели бы выкупить долю BP в ТНК-BP. "Велись и ведутся переговоры по выкупу доли либо BP в ТНК-BP, либо российских акционеров в ТНК-BP "Роснефтью". У BP есть качественные активы, которые могут быть интересны компании ["Роснефти"]", – отметил Виталий Крюков.
Британцы вряд ли согласятся продать кому-то свою долю в ТНК-BP, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. "ТНК-BP генерирует сейчас очень хорошую прибыль, которая BP сейчас совершенно не будет лишней. И если уж они удержались после аварии в Мексиканском заливе, когда очень нужен был кэш, то в продаже 50% сейчас нет никакого смысла", – поясняет аналитик.
По его мнению, нынешние обыски являются "фактически походом по второму кругу 2008 года", когда произошел серьезный конфликт между российскими и британскими акционерами ТНК-BP, закончившийся сменой руководителя компании.
Эксперт напомнил, что тогда в московском офисе BP тоже проводились обыски. "Сейчас то же самое фактически, повод другой, но суть та же самая. Два медведя не уживаются в одной берлоге. Конфликт интересов снова всплыл в контексте Арктики", – резюмировал аналитик, добавив, что консорциум AAR мог специально развалить сделку BP с "Роснефтью", преследуя некие "политические интересы". Правда, о каких именно политических интересах здесь может идти речь, нам остается только догадываться, отметил аналитик.
Главный конфликт интересов между британскими и российскими акционерами ТНК-BP заключается в том, что россияне хотят принимать участие в международных проектах, а британцы, напротив, не хотят выводить ТНК-BP на мировые рынки. "BP пытается сделать ТНК BP, прежде всего, локальной компанией, – отмечает Владислав Кочетков. – Британские акционеры не заинтересованы в том, чтобы у них появлялся еще один конкурент на глобальном рынке".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции