Анна Курская, РИА Новости.
Общероссийскому детскому телефону доверия 1 сентября исполняется год. За это время более 700 тысяч детей, подростков и их родителей из разных уголков России получили скорую психологическую помощь. Эксперты считают, что работа службы крайне важна, так как речь идет о спасении жизни детей, и опровергают сомнения некоторых родителей насчет того, что с помощью телефона доверия дети "наведут" на семью органы опеки.
Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей начал свою работу 1 сентября 2010 года. Тогда к единому номеру 8-800-2000-122 подключился 21 регион, а уже к концу мая 2011 года служба охватила всю страну. Сейчас более 200 служб детского телефона доверия работают в 83 российских субъектах. Работа проходит в рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, проводимой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
"Последним субъектом федерации, присоединившимся к детскому телефону доверия, стала Москва, - рассказал РИА Новости руководитель департамента коммуникаций Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Алексей Малков. - Сегодня детский телефон доверия работает везде. Номер единый, но он устроен так, что каждому ребенку на звонок отвечают консультанты из его региона".
За первые 10 месяцев работы на телефон доверия поступило более 700 тысяч звонков от детей и взрослых. Чаще всего дети спрашивают об отношениях со сверстниками (конфликты в школе, ссоры с товарищами, отсутствие друзей, первая любовь) и жалуются на проблемы с родителями (развод родителей, непонимание и другое). Реже раздаются более тревожные звонки - о жестоком обращении в семье, среди сверстников и о случаях сексуального насилия.
Родители просят помощи, когда сталкиваются с проблемами в воспитании или если не понимают, что происходит с ребенком.
Разговор по душам
Иногда разговор с ребенком по телефону доверия длится более трех часов, рассказал Алексей Малков. Ребенок - не взрослый, часто он не сразу выплескивает свою проблему, а сначала, как рассказывают психологи-консультанты, может позвонить и побаловаться: "Ха-ха, хи-хи", но его все равно внимательно выслушают.
"Психолог никогда не кладет трубку телефона первым, - продолжил рассказ эксперт. - Он задает вопросы, слушает, и если он видит, что ребенку необходима конкретная помощь, он предлагает ее. Иногда ребенка нужно спасать физически, срочно эвакуировать из того места, где он находится. И если ребенок на это согласен и сообщает, откуда он звонит, к нему выезжает машина с представителями правоохранительных органов и психологом".
Консультанты детского телефона доверия могут рассказать о десятках случаев спасения человеческих жизней. Когда подросток звонит со словами: "Я сейчас вскрою себе вены", разговор с ним может длиться до 4-5 часов, пока психолог не убедится, что собеседник отказался от своего намерения.
Но чаще между консультантом и ребенком происходит просто разговор о жизни. "Иногда маленькие дети говорят: "Мне страшно". И тогда, чтобы снять испуг, иногда ребенку даже рассказывают сказку", - отметил Малков.
Консультанты никогда не воспринимают рассказ ребенка с полной верой в правдивость его слов. Дети могут присочинить, приукрасить. "Задача психолога - из всего, что наплел им ребенок, вытащить суть проблемы", - сообщил эксперт.
Кто отвечает на звонки
Консультантами телефона доверия становятся выпускники педагогических или психологических вузов, прошедшие специальное обучение на курсах повышения квалификации. Их учат, как выстраивать разговор, как реагировать на те или иные слова. Психологи разработали четкие и подробные алгоритмы, как и о чем нужно говорить с ребенком.
Отбирают и готовят консультантов для работы на телефоне доверия очень серьезно, многие кандидаты отсеиваются в процессе обучения, когда понимают, что пришли не туда, рассказала РИА Новости заместитель директора Национального центра по предотвращению насилия "Анна" Лариса Понарина.
"Это не частная психологическая практика, здесь не заработаешь много денег, не наберешь клиентуру. Работа требует человеческого участия и больших душевных затрат", - подчеркнула эксперт.
По ее словам, для успешной работы психолога-консультанта важны такие человеческие качества, как умение слушать собеседника, быть открытым, не иметь жестких ограничивающих убеждений, предрассудков. Человек, который идет работать на телефон доверия, должен быть готов к персональному и личностному росту.
Жертвы насилия или Павлики Морозовы?
У некоторых родителей сама идея детского телефона доверия вызывает неприятие. Что теперь, ребенок пожалуется по телефону на родителей, а после этого приедут сотрудники органов опеки и его заберут неизвестно куда?
"Такие настроения сегодня у нас очень распространены, поскольку наши органы опеки не всегда действуют адекватно, - сказала РИА Новости профессор кафедры возрастной психологии МГУ Ольга Карабанова. - Но нельзя же и ребенка выплескивать вместе с водой! Есть ситуации, когда общество должно вмешиваться в отношения родителей и детей".
Не всякая семья сама может решить свои проблемы, считает Алексей Малков. "А если семья криминальная? Если она причинит ребенку непоправимый вред, который будет невозможно исправить? Я глубоко убежден, что эту проблему надо решать взвешенно, но у государства должно быть право вмешиваться в те противозаконные процессы. Дети - тоже граждане страны, и они имеют право на поддержку", - подчеркнул эксперт.
Звонок по телефону доверия автоматически не приводит к тому, что ребенка отбирают у родителей, зато ему расскажут, что он может обратиться к школьному психологу, найти в своем окружении взрослого, которому доверяет, дадут ему совет, считает Лариса Понарина. "Задача телефона доверия - не разрушать и отбирать, а информировать и поддерживать", - отметила эксперт.
Телефоны доверия, как скорая психологическая помощь, очень нужны детям, особенно подросткам, считает Ольга Карабанова. Другой вопрос - определить, как должна быть организована эта работа, какие в ней должны быть ограничения, этические нормы и правила, в каких ситуациях детям нужна помощь не только психолога, но и юриста.
"Эти вопросы требуют обсуждения общественности, здесь у нас достаточно много перспектив для совершенствования. Я считаю, что государство и общество должны поддерживать телефон доверия, работать над тем, чтобы эта система поддержки развивалась", - подчеркнула психолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции