Иннокентий Адясов, ведущий консультант экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы - для РИА Новости.
В первый день сентября президент РФ Дмитрий Медведев отправляется в столицу Таджикистана Душанбе, чтобы провести там три крайне насыщенных дня, в течение которых состоятся официальные переговоры с президентом РТ Эмомали Рахмоном в формате "1+1", четырехсторонняя встреча президентов Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана и, наконец, юбилейный саммит СНГ.
В этом году Содружеству исполняется 20 лет, и к юбилею оно подошло не в лучшей форме. Большинство граждан стран СНГ не понимает, зачем нужно это объединение с массой бюрократических структур. Содружество независимых государств больше похоже на некий дискуссионный клуб, площадку для обмена мнениями, чем на координирующий орган.
В то же время для всех стран-участниц СНГ существует ряд общих проблем. Одной из них, безусловно, является проблема Афганистана.
Афганистан - в СНГ?
Боевые действия в Афганистане плюс начавшаяся дестабилизация в Пакистане держат в напряжении как центральноазиатские страны Содружества, так и Россию. Проблема не только в наркотрафике, но и в возможности прорыва боевиков из Афганистана на территорию СНГ.
Именно этим вопросам будет посвящена встреча Дмитрия Медведева с президентами Афганистана, Пакистана и Таджикистана 2 сентября.
Ситуация в Афганистане - мина замедленного действия для всего региона.
Вывод войск натовской коалиции из Афганистана наверняка приведет к росту напряженности и может сделать развитие ситуации малопредсказуемым.
Кабул, начиная с 2008 года, активно заявляет о своей заинтересованности в присоединении к Содружеству в качестве полноправного участника. Афганские представители с совещательным голосом уже принимали участие в заседаниях Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ в Санкт-Петербурге.
Выгоды от присоединения к СНГ для Кабула понятны - оно автоматически несет за собой развитие транспортной инфраструктуры, возможность вливания в афганскую экономику инвестиций из стран Содружества и главное - военно-техническое сотрудничество.
Но вот нужны ли дополнительные проблемы СНГ, и без того переживающему период политической неопределенности?
С высокой степенью вероятности можно предположить, что в среднесрочной перспективе заявка Кабула о присоединении к СНГ не будет удовлетворена. Но в то же время Содружество вынуждено интенсифицировать свои связи с Афганистаном (прежде всего, в военно-техническом сотрудничестве и вопросах безопасности).
Кто и почему не приедет на саммит
Президент Узбекистана Ислам Каримов уже сообщил, что не будет участвовать юбилейном саммите стран СНГ в Душанбе 3 сентября. Узбекистан на саммите будет представлять премьер-министр Шавкат Мирзиеев.
Ранее Каримов также отказался участвовать в саммите глав государств-участников ОДКБ, прошедшем в Астане несколько недель назад.
Вообще президент Узбекистана в последние годы крайне редко участвует в крупных мероприятиях стран Содружества как межгосударственного, так и регионального характера. В журналистский оборот даже вошло выражение "традиционное отсутствие Ислама Каримова".
Президент Узбекистана таким образом демонстрирует свое разочарование в интеграционных проектах на постсоветском пространстве под эгидой России.
В последние месяцы узбекская сторона начала допускать возможность возвращения в страну военных баз США - после вывода натовских войск из Афганистана. Видимо, Каримов связывает обеспечение безопасности Узбекистана не со структурами СНГ или ОДКБ, а собирается сделать ставку на помощь США.
На саммите Содружества не будет также президента Азербайджана Ильхама Алиева. Баку недоволен (и открыто демонстрирует свое недовольство) позицией СНГ, и прежде всего России, по нагорно-карабахскому конфликту.
Такой демарш Ильхама Алиева вызывает удивление, поскольку и Россия, и СНГ в целом неоднократно высказывались в поддержку территориальный целостности Азербайджана.
Содружество, начиная с 1992 года, не раз выступало в качестве посредника в урегулировании затянувшегося нагорно-карабахского конфликта, и удаление СНГ из переговорного процесса вряд ли будет способствовать нахождению компромисса.
СНГ как Содружество наций?
Несмотря на всю справедливую критику в адрес СНГ, Содружество остается единственным интеграционным объединением, в которое входит большинство бывших союзных республик. И не стоит отбрасывать те позитивные наработки, которые были созданы за последние 20 лет. Прежде всего, это относится к безвизовому режиму миграции внутри Содружества.
Но свободный режим передвижения имеет и оборотную сторону - незаконную миграцию. Не случайно на саммите предполагается принять Программу сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2012-2014 годы.
В целом будущее СНГ зависит от того, удастся ли Исполкому СНГ предложить странам-участницам реальные проекты, реализация которых может привести к повышению стандартов жизни и сделать экономики стран Содружеств более конкурентоспособными.
Как вариант, СНГ может превратиться в некий аналог Содружества наций (бывшего Британского содружества) - формально крупнейшего в мире межгосударственного объединения, не обладающего при этом никакими реальными полномочиями и занимающегося, в основном, спортивными и культурными проектами.
Времени для "перезапуска" Содружества остается все меньше - в 2012 году на базе ТС и Единого экономического пространства ЕврАзЭс предполагается создать Евразийский союз. Скорее всего, именно он будет определять актуальные направления интеграции на постсоветском пространстве.
В нынешнем виде СНГ вряд ли сможет выдержать конкуренцию со столь потенциально мощным образованием, как планируемый Евразийский союз.
Неудавшаяся конфедерация
Сейчас мало кто помнит, но первоначально главы России, Украины и Белоруссии заявляли об СНГ как о конфедерации. Предполагалось сохранение единого экономического пространства, наличие общей валюты, единого информационного пространства и т.д.
В Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года отдельно говорилось об общей оборонной политике стран-участниц СНГ и общем контроле над ядерным оружием.
Однако очень скоро стало ясно, что СНГ - это, скорее, инструмент для относительно мирного развода бывших советских республик, а не реально работающее интеграционное объединение.
Каждая из стран СНГ стала проводить собственную политику в сфере экономики, обороны, безопасности, международных отношений - везде.
За время функционирования Содружества принято огромное количество программ, концепций, соглашений. Но подавляющее большинство из них так и осталось на бумаге.
Начиная с лета 2010 года, на постсоветском пространстве стал активно набирать обороты интеграционный проект ЕврАзЭС - Таможенный союз. Сейчас в него входят Россия, Белоруссия и Казахстан, но ТС открыт для новых участников. Создание Таможенного союза поставило под вопрос необходимость перезапуска в СНГ Зоны свободной торговли - проекта, над которым Исполком СНГ работал последние годы.
По факту вопросы экономической интеграции на пространстве бывшего СССР все больше переходят в компетенцию ЕврАзЭС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции