Рейтинг@Mail.ru
Новое российское телеменю: блюда все острее - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новое российское телеменю: блюда все острее

© Фото : Анастасия ПивовароваЭкскурсия на смотровую площадку в Останкино
Экскурсия на смотровую площадку в Останкино
Читать ria.ru в
Дзен
В новом сезоне российское телевидение, как всегда, пытается удивить зрителей новыми амбициозными и потенциально рейтинговыми проектами. Одни каналы изменили формат новостей, другие сделали новые ток-шоу, третьи "добавили эстрогена" – женских передач. Новое телеменю постным не назовешь. Другой вопрос – назовешь ли его вкусным?

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

В новом сезоне российское телевидение, как всегда, пытается удивить зрителей новыми амбициозными и потенциально рейтинговыми проектами. Одни каналы изменили формат новостей, другие сделали новые ток-шоу, третьи "добавили эстрогена" – женских передач. Новое телеменю постным не назовешь. Другой вопрос – назовешь ли его вкусным?

Зеркало наших потребностей

Все проявляющиеся в телевизионной жизни тенденции прежде всего связаны с коммерческой природой нынешнего ТВ. "Телевидение стремится к самому общему знаменателю – чтобы программы смотрели как можно больше людей", поэтому "неизбежно снижается уровень требований к зрителю", поясняет телеведущий Владимир Познер.

Какое бы телевидение ни было, это "зеркало, в котором мы видим наше общество, его потребности", уточняет известный психолог, декан факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Михаил Кондратьев.

Впрочем, общая психологическая зависимость россиян от телевидения ("теле-аддикция", по аналогии с интернет-аддикцией), по его мнению, сильно преувеличена. Она, по всей видимости, существовала 20-25 лет назад, а сегодня люди все больше предпочитают интернет. Тем временем телевидение становится "адресным", "контингентным".

Потребительская теленавигация

Девиз нынешнего телесезона, обращенный к зрителям, очевидно, такой: "Потребляйте грамотно, граждане". Такой настрой телевидения не удивителен, комментирует Михаил Кондратьев. Потребительская активность россиян продолжает нарастать, и у многих остается ощущение "еще не наелись".

В таком "ненаевшемся" обществе телевидение пытается играть роль советчика и навигатора для потребителей, сориентировать их во всем обилии товаров и услуг.

Первый канал учит публику грамотно поглощать новости. Как рассказал РИА Новости заместитель генерального директора Первого канала Кирилл Клейменов, новости в 18 часов более чем вдвое удлинятся (будут идти 45 минут) и обогатятся комментариями "за" и "против".

Как не раз отмечал руководитель Медиа Лаборатории РИА Новости Василий Гатов, традиционные СМИ – телевидение, радио, газеты – взяли на себя повышенные обязательства перед обществом "в отношении социальной релевантности того, что они делают". Это еще не означает, что эти обязательства выполняются, уточняет медиаэксперт, но они взяты.

Целый массив новых телепрограмм – руководства по правильному потреблению "вещества существования", то есть самой жизни. Первый канал с понедельника по четверг будет показывать программу "Свобода и справедливость" с ведущим Андреем Макаровым, адвокатом и парламентарием. Авторы передачи характеризуют ее как попытку "честно говорить" о ежедневных проблемах. Зрители же, очевидно, ждут, что передача предложит им способы решения этих проблем.

На канале "ТВ Центр" 31 августа стартует "Человек в большом городе" с ведущим Михаилом Швыдким – ток-шоу о том, как "комфортно, счастливо, с пользой для себя и общества" жить в мегаполисе. А на РЕН ТВ подготовлен цикл программ "Красиво жить" – о том, как вести бесценное (в материальном и, хочется надеяться, отчасти в моральном смысле) существование. Свой рецепт dolce vita дадут певец Борис Моисеев, наследник торговой империи Crocus Эмин Агаларов, писательница Юлия Шилова, певица и телеведущая Анжелика Агурбаш.Первая программа в эфире 3 сентября.

Еще один блок программ – как правильно выстраивать и использовать человеческие отношения. На ТВЦ 9 сентября стартует премьера "Жена". "То, что вы увидите в этой программе, – рассказывает ее ведущая Кира Прошутинская, – можно считать психологическим экспериментом, можно – семейным портретом, можно – откровенной исповедью". О своем опыте семейной жизни расскажут актрисы Лариса Голубкина и Марина Зудина, писательница Дарья Донцова.

Телезабавники

Женских передач в разных жанрах в новом телесезоне, как всегда, будет много. Типичные женские роли – домохозяйки, гламурной "рублевской жены", надменной телеведущей – на себя примерит Нонна Гришаева. Первый канал подготовил ее бенефис, сольное шоу скетчей "Нонна, давай!" по воскресеньям.

Развлекательных передач вообще будет в избытке.

Впрочем, развлечь, расслабить зрителя после трудного рабочего дня – важнейшая задача телевидения, утверждает Михаил Кондратьев. Впору говорить о психотерапевтическом эффекте телевидения. У многих людей сформировался рефлекс: придя домой, сразу же включить телевизор, говорит эксперт. "Эффект брачного привыкания" (к телевизору) – так остроумно называет эту традицию психолог Ольга Маховская в своей книге "Телемания".

Среди новых "психотерапевтических" программ субботнее шоу "Призрак оперы" с участием восьми звезд эстрады - Филиппа Киркорова, Валерии, Льва Лещенко, Тамары Гвердцители, Димы Билана и других, - бросивших вызов оперному искусству и исполняющих знаменитые оперные арии. В жюри заседают Елена Образцова, Любовь Казарновская и Зураб Соткилава – талантливейшие артисты оперной сцены. Примечательна сама задача проекта. Эстрадные знаменитости должны доказать: не раз брошенные им упреки в том, что они поют "под фанеру" и нет-нет да и дают петуха, несправедливы. Премьера программы – 3 сентября.

Телевидение расскажет о популярных артистах разных поколений. Первый канал 3 сентября представит документальное кино о Евгении Леонове, Алле Пугачевой и Иване Охлобыстине. А на ТВЦ с 10 сентября выйдет развлекательно-познавательная передача "Давно не виделись", в которой ведущим Ольге Аросевой и Илье Носкову расскажут истории из своей жизни режиссеры Владимир Хотиненко и Нина Чусова, шоумен Валдис Пельш, артисты Римма Маркова и Олег Анофриев, актер и пародист Александр Олешко.

Жажда сильных ощущений

"Кто-то утоляет с помощью телевидения сенсорный голод", – замечает Михаил Кондратьев. Телевидение дает "эффект нарушения монотонности жизни", – вторит Ольга Маховская.

Любители острых ощущений увидят в новом сезоне многочисленные премьеры детективов (например, сериал "Товарищи полицейские" на Первом), любовных драм (сага "Немного не в себе" на том же канале), триллеров. Показательно, что фильмы и передачи с судебно-криминальной тематикой – а их на телевидении избыток – многими воспринимаются как "рассказ о нашей жизни", комментирует Михаил Кондратьев, и поясняет: "Такова наша история".

Телеканалы стараются напомнить зрителям о здоровом образе жизни – показывают все больше спортивных программ, говорит психолог. Впрочем, некоторые телеканалы пытаются, как могут, заботиться не только о здоровом теле, но и о здоровом духе зрителей. Под таким "врачеванием" и просвещением подразумевается зачастую мистика и эзотерика.

РЕН ТВ запускает сразу два проекта о неизведанных силах природы: по пятницам зазвучат леденящие душу "Мистические истории", а по воскресеньям – "Формула стихии" с документальными фильмами. Темы "Формулы стихий" то звучат апокалиптически (например, о пророчестве майя о конце света в 2012 году или о том, что происходит с душой после смерти), то напоминают о камланиях шаманов, спиритизме с вызовом духов и верованиях вуду (одна из тем – "охотники за душами").

Однако, что бы ни сулило нам телевидение, резюмирует декан факультета социальной психологии МГППУ Михаил Кондратьев, оно не представляет собой даже соуса к "основному блюду" – нашей жизни. Скорее, это просто острая приправа к ней.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала