Руководитель отделения фотографии Центра Помпиду Квентин Бажак (Quentin Bajac), один из ревьюеров международного портфолио, проходящего в ЦСК "Гараж", рассказал в интервью РИА Новости, чего он ждет от российских участников, как папарацци изменили художественную фотографию и на кого равняются русские фотографы. Беседовала Анна Загородникова.
- С какой целью вы приехали на ревю?
- Должен признаться, что я не так хорошо знаю ситуацию, в которой находится современная российская фотография. И для меня портфолио ревю - это возможность открыть новых талантливых фотографов и увидеть, насколько изменилась фотографическая ситуация в России.
- И насколько она изменилась?
- Для меня все здесь пока очень новое. Но я увидел уже работы семи или восьми авторов и заметил определенные тенденции. Прежде всего, большинство фотографий черно-белые, и в этом прослеживается некое возвращение к 90-м годам. Многие работы выполнены под влиянием некоторых известных авторов, например, украинского фотографа Бориса Михайлова.
- Они в международном контексте, или это локальная история?
- Я бы не сказал, что российская фотография резко специфична, она больше международная. Мне пока сложно определить ее место в фотографическом мире, но очевидно, что Россия, даже если говорить о фотографическом опыте, - часть мира эпохи глобализации. И идеи, и пути искусства изменились. Фотографы стали активно использовать интернет, у многих авторов есть свои веб-сайты.
- Как проходит ваша беседа с участниками ревю?
- Пытаюсь объединить работы фотографов, увидеть как они взаимосвязаны. Но проблема в том, что на интервью отведено только 20 минут, и времени слишком мало для знакомства с новым автором, для понимания того, откуда он и что ему интересно. Мне хочется понять общую идею, которая бы объяснила работу автора за определенный отрезок времени, и найти связь между довольно сложными и разнообразными вещами. Так что этот формат портфолио ревю одновременно коварный, любопытный и далеко непростой.
- Вы руководите отделом фотографии, что у вас в приоритете?
- У нас огромная коллекция экспериментальных видов медиа искусства, и это меня интересует, пожалуй, больше всего. Этого я отчасти и жду от фотографий участников портфолио ревю.
- Как вы думаете, почему в мире, в частности во Франции, так мало фотовыставок российских авторов?
- Мы пытаемся время от времени делать выставки с фокусом на ту или другую страну. Но российская фотография не так хорошо известна во Франции. Я надеюсь, это изменится и во многом благодаря мероприятиям такого рода. Часть нашей исторической коллекции все же посвящена российской фотографии. У нас есть модернизм, 20-30-е, ранние 40-е годы. Но действительно, кроме таких имен, как Борис Михайлов и Олег Кулик и некоторых других художников 80-х и 90-х годов, у нас практически больше никого нет. Нам еще предстоит открыть немало новых имен.
- Над чем вы сейчас работаете в Центре Помпиду?
- Делаем выставку о влиянии папарацци на художественную фотографию. Вы видите, что все больше современных фотографов интересуются технологиями, используемыми папарацци. Например, мягким фокусом, эффектом случайного снимка, наблюдаемых в снимках папарацци особенно 40-х годов, но и вплоть до настоящего времени. Это прослеживается и в работах британской художницы Алисон Джексон. Многие из ее фотографий выполнены именно в этой стилистике. И я надеюсь, что выставка продемонстрирует, как эстетика и стиль папарацци меняет современную фотографию.
- Среди работ участников вы видели подобные снимки?
- До сих пор я не видел на портфолио ревю таких работ, но думаю, что такие найдутся, и я встречу здесь некоторых российских фотографов, чьи работы можно было бы включить в готовящуюся экспозицию.