БАНГКОК, 30 авг - РИА Новости, Евгений Беленький. Решение правительства премьер-министра Таиланда Йинглак Чинават о снижении цен на нефтепродукты путем временной отмены НДС и отчислений в Государственный нефтяной фонд от продаж бензина и дизельного топлива получило широкую поддержку населения, однако вызвало сначала ажиотажный спрос, а затем дисбаланс в энергетическом секторе страны, сообщает Седьмой национальный телеканал Таиланда.
Решение правительства, принятое в прошлый четверг, вступило в силу в пятницу. К вечеру субботы на многих бензоколонках, особенно в сельской местности, сложился ажиотажный спрос на бензин с октановым числом 91 и 95, который подешевел сразу почти на 30 центов (95-й бензин стал стоить чуть больше доллара после того, как в течение трех лет его цена колебалась от 1,4 до 1,6 доллара), сообщает телеканал.
К началу этой недели ажиотаж спал, так как население поверило, что меры правительства по снижению цен на горючее хоть и временные, но рассчитаны на относительно долгий срок, говорится в репортаже.
Дисбаланс в спросе
Однако к вечеру понедельника проявились две новые тенденции: во-первых, властям приграничных провинций на границе с Лаосом пришлось применять срочные меры, чтобы ограничить отпуск горючего автомобилистам из соседней страны. Лаос не имеет выхода к морю и не располагает месторождениями нефти. В силу этого страна зависит от поставок горючего из Таиланда и Вьетнама, причем цены на бензин и дизельное топливо там всегда на 20 - 25 центов выше, чем в Таиланде. Снижение цен в Таиланде довело разрыв до почти 50 центов, и лаосские автомобилисты устремились через Мосты дружбы, построенные через реку Меконг вблизи двух наиболее крупных лаосских городов, в соседнюю страну - заправляться дешевым горючим.
Во-вторых, в субботу и воскресенье резко замедлились продажи бензина марки "Газохол" (Gasohol 91 и 95), в котором содержится до 5 процентов этилового спирта. Этот бензин, значительно более дешевый, чем "чистый" бензин, был лидером продаж в последние шесть лет. "Газохол" предназначен для интенсивной ежедневной езды. Машину, заправленную этим бензином, нельзя надолго оставлять на стоянке, так как спирт постепенно (в течение недели - десяти дней) выпаривается и снижает октановое число топлива. Тем не менее, популярность "спиртобензина" оставалась очень высокой, особенно среди представителей среднего класса, многим из которых приходится ежедневно проезжать в каждую сторону по 50 и больше километров между домом в пригороде и офисом в центре.
При снижении цен на высокооктановый бензин цена "Газохола" в первые дни оказалась равной или даже выше цены "чистого" бензина, и его почти перестали покупать. Это произошло потому, что отчисления в Государственный нефтяной фонд были отменены для "чистого" бензина, в то время как производители "Газохола" и производители этилового спирта пока продолжают их платить.
"В последнее десятилетие производство этилового спирта для нужд энергетики в Таиланде постоянно росло. Однако теперь спрос на "Газохол", даже поднявшись после резкого падения в конце прошлой недели, все равно будет меньше, чем раньше. Даже если временные меры правительства по поддержанию низких цен на нефтепродукты просуществуют несколько недель, спиртовой промышленности будет нанесен такой ущерб, от которого она не оправится и за полгода", - заявил во вторник в телеинтервью Крисада Монтхиенвичиентхаи, президент группы Mitr Phol Sugar Corporation, одного из ведущих производителей этилового спирта в стране.
Во вторник утром государственные нефтяные компании Таиланда объявили о "коррекции" цен на высокооктановый бензин на своих бензоколонках. Вслед за ними все частные компании также повысили цену "чистого" горючего на 3 - 4 цента, сделав их несколько выше цен на "Газохол".