Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем" - для "РИА Новости"
Самое знаковое на сегодня московское футбольное дерби "Спартак" - ЦСКА, украсившее очередной тур заполненными лужниковскими трибунами, высоким градусом нервного напряжения, хорошими скоростями, многочисленными атаками обеих команд, классной игрой вратарей, четырьмя отменно забитыми голами, омрачено совершенно диким поступком бразильского форварда спартаковцев Веллитона, умышленно, на мой взгляд, врезавшегося в голкипера ЦСКА Игоря Акинфеева и нанесшего ему травму.
Омрачен матч и в высшей степени странными заявлениями официальных представителей обоих клубов, в очередной раз засвидетельствовавшими степень не совсем, мягко говоря, здорового состояния нашего футбола.
Без злого умысла?
Многих наблюдателей поразила реакция спартаковского тренера и генерального директора Валерия Карпина на травму основного вратаря сборной России, которой вот-вот играть в Москве два важных отборочных матча чемпионата Европы с Македонией и Ирландией (а для ЦСКА - и групповой турнир Лиги чемпионов не за горами).
Все спортивные издания наперебой цитируют слова Карпина, сказанные им на послематчевой пресс-конференции: "Со стороны Веллитона однозначно злого умысла не было. То, что вратарь сборной выбыл на полгода, – это его проблемы. Что, медаль ему повесить? Не трогать теперь игроков сборной?"
Удивительное по сути своей заявление российского специалиста, за несколько лет фактически безрезультатной работы в "Спартаке" не подготовившего ни одного игрока для национальной сборной страны и делающего ставку на большую группу иностранных футболистов – украинского вратаря, аргентинских, чешского и испанского защитников, полузащитников из Голландии, Бразилии, Ирландии, нигерийского и бразильского форвардов.
В неменьшей степени поразила и реакция генерального директора ЦСКА Романа Бабаева, предупредившего Веллитона о том, чтобы тот теперь "по улицам ходил осторожно". "Спартак" по поводу этого заявления намерен обратиться в прокуратуру. Бабаев, правда, сослался на болельщиков ЦСКА, которые подходили и говорили о возможном возмездии, и сказал, что "мы против подобных акций".
Но факт остается фактом: неосторожные слова вылетели и, как и карпинские, добавили бензина в и без того полыхающий костер спартаковско-армейского болельщицкого противостояния.
Веллитон, между тем, отделался желтой карточкой, Акинфеева унесли с поля на носилках, ему на замену по истечении получаса игры вышел Сергей Чепчугов.
Игра на устрашение
Не о том речь, что нельзя атаковать вратаря, решившего выбить мяч головой за пределами штрафной площадки, а о том, как была проведена эта атака. Веллитон, как и все зрители матча, прекрасно видел, что Акинфеев, вовремя покинувший ворота, первым оказался на мяче и взмыл в воздух. И видя это и осознавая, разумеется, что до мяча ему ни при каких условиях уже не добраться, бразилец разогнался и влетел во вратаря, помогая себе локтем и коленом.
Акинфеев, стоит вспомнить, не первый российский вратарь, пострадавший от Веллитона. Бразилец в позапрошлом году отправил в больницу голкипера московского "Динамо" Владимира Габулова, врезавшись в его лицо ногой как раз в тот момент, когда вратарь уже лежал на газоне, и сломав ему лицевую кость.
В таких ситуациях нападающие обычно перепрыгивают через соперников, но только те нападающие, которые понимают, что могут нанести коллегам по футболу травму. Веллитон – не из тех, кто понимает, как следует себя вести на поле. Он играет на устрашение и остается безнаказанным.
Аналогия, быть может, покажется странной, но совсем недавно в хоккейный клуб КХЛ "Витязь" приехали два второразрядных игрока не из НХЛ даже, а из низшей лиги (АХЛ) – Джон Мирасти и Джереми Яблонски. У них на двоих за карьеру почти 80 (восемьдесят!) часов штрафа. В первом же своем матче – в неофициальном турнире в Магнитогорске - они с первых минут принялись на кулаках выяснять отношения с хоккеистами "Салавата Юлаева", провоцируя соперников, называя российский хоккей "дерьмовым". Невозможно представить, чтобы какой-нибудь среднего класса российский игрок, оказавшись в НХЛ, принялся бы задирать всех подряд, поносить грязными словами местный хоккей и обещать, что так он себя будет вести в каждом матче. Его моментально поставили бы на место – профсоюз игроков, руководители лиги, пресса: мало бы не показалось.
В России, получается, иностранцам практически безнаказанно можно делать на футбольных и хоккейных площадках все что угодно.
"Анжи" как источник дополнительной мотивации
Еще одно знаковое событие тура отмечено в Ростове, чья команда в премьер-лиге выступает ни шатко, ни валко. Перед матчем с "Анжи" там возникла билетная лихорадка, к которой моментально подключились – исключительная для города редкость! – спекулянты. Никогда прежде приезд футболистов из Дагестана не вызывал подобного интереса.
Причина ажиотажа – состав махачкалинской команды. К Роберто Карлосу, Диего Тарделли, Юрию Жиркову присоединился камерунский форвард, перешедший из миланского "Интера", Самуэль Это’О, эпопея с приобретением которого несколько дней занимала первые полосы спортивных изданий России. Болельщики заполнили трибуны не только для того, чтобы поддержать свою команду, но и увидеть высококлассного новичка российского чемпионата.
Многонедельная эпопея под названием "приезд Это’О" завершилась появлением одного из лучших в мире нападающих на тренировочной базе "Анжи" в подмосковном Кратово, первым выездом на гостевой матч, выходом во втором тайме на замену, первым голом в чемпионате России, забитым после слаломного прохода Жиркова и его филигранной передачи.
Новая команда камерунца провела, к слову, не самый свой лучший матч. Махачкалинские атаки не доводились до логического завершения, в середине поля полузащитники "Анжи" не отличались точностью передач. Лишь обороне, наверное, нет оснований предъявлять серьезные претензии, но одна ошибка защитников, совершенно необоснованно нарушивших правила неподалеку от своей штрафной площадке, привела к голу: Тимофей Калачев точным ударом обвел "стенку" и обманул вратаря Нукри Ревишвили.
"Анжи" с Это’О, уже появившимся на поле и оставившим неплохое впечатление за тот короткий – чуть более получаса – отрезок игрового времени, предоставленный ему Гаджи Гаджиевым, пришлось отыгрываться. Команда отыгралась, но не заметить недовольства достигнутым результатом на лицах игроков и тренеров было невозможно.
В Ростове "Анжи" столкнулась с тем, с чем ей, можно предположить, придется теперь сталкиваться в каждом матче, особенно выездном, - с запредельной дополнительной мотивацией соперников, горящих желанием обыграть богатый клуб, составленный из гораздо более высокооплачиваемых, нежели они сами, коллег по футболу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции