Константин Богданов
Региональная авиация России чувствует себя не очень хорошо. Техника эксплуатируется в основном старая, советского выпуска. В ряде сегментов – только и исключительно старая, потому что аналогичных замен нет (либо они не по карману небогатым перевозчикам).
Две катастрофы Ан-2, случившиеся за прошедшую неделю (в Туве и в Краснодарском крае) можно считать почти выставочным образцом проблем местных авиасообщений.
Оба аварийных полета, судя по предварительным данным, выполнялись без необходимого комплекта разрешений, а в случае с тувинской историей дело вообще темное: по мнению республиканского правительства, "кукурузник" чуть ли не браконьеров мог перевозить.
Оба самолета, по предварительным же выводам, имели крупные недостатки в аэродромном обслуживании и техническом состоянии. Краснодарская авария стала очередным звоночком на тему нерешенной проблемы авиационных бензинов.
В России уже почти десять лет не производится в нужных объемах штатное топливо "кукурузников" – бензин Б91/115. В результате госструктуры, подведомственные хоть какому-то надзору, вынуждены втридорога завозить импортный бензин через Финляндию, и если в европейской части страны это хоть как-нибудь можно оправдать, то от издержек на "честное" топливо в Сибири впору караул кричать.
А частники на эту проблему просто не обращают внимания, заливая в баки автомобильный АИ-95. Хотя о весьма скверном влиянии автомобильных бензинов на работоспособность и износ двигателей Ан-2 говорилось все это время. С самого начала принялись проверять, нельзя ли перевести "аннушек" на заправку с бензоколонок. Выяснилось – на 92-й просто нельзя, на 95-й – на свой страх и риск (то есть тоже нельзя, но выбора все равно нет).
Российская региональная и местная авиация никак не отыщет свой формат: коммерческий, технический, наконец, масштабный. Рентабельность этих авиаперевозок невысока, значит ждать бума со стороны честных и добросовестных частников не приходится. Оборудование (что летное, что аэродромное) изношено до последней черты. Обеспечение безопасности полетов, контроль технического состояния машин, комплектность всей необходимой документации на право летать – вопрос и вовсе грустный. А реальной государственной руки в отрасли пока не чувствуют.
Поэтому самолеты падают, но возможность выжать еще хоть несколько копеечек прибыли из обветшавшей техники пока перевешивает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции