МОСКВА, 29 авг - РИА Новости. Киностудия "Ленфильм", к бедственному положению которой в августе привлекли внимание классики отечественной режиссуры Александр Сокуров и Алексей Герман, в настоящий момент ведет один собственный крупный проект, а также зарабатывает на оказании услуг, связанных с кинопроизводством, и на аренде помещений, объяснил РИА Новости генеральный директор студии Владимир Шайдаков.
В последние три года с разной интенсивностью ведутся переговоры о приватизации "Ленфильма". В феврале было объявлено, что ему предстоит стать открытым акционерным обществом с 25-процентным государственным участием и войти в состав холдинга СММ, объединяющего медиаактивы АФК "Система". Сокуров и Герман 10 августа опубликовали письмо в защиту студии как национального достояния страны. Они подчеркивают, что государство за последние 20 лет ничего не вкладывало в развитие "Ленфильма".
"Мы не находимся на финансировании государства, мы - акционерное общество и действуем на основании устава. Государство дало нам в управление имущественный комплекс, наша основная деятельность - кинопроизводство, оказание услуг, связанных с кинопроизводством, и предоставление в аренду павильонов и площадей", - рассказал Шайдаков.
Он добавил, что в прошлом году студия получила бюджетную субсидию в 60 миллионов рублей, которая ушла на покрытие долгов по оплате коммунальных услуг, а также реконструкцию помещений. В этом году, по словам гендиректора "Ленфильма", требуется привести в порядок фасады, реконструировать помещения и сети, обеспечить подготовку к зиме, однако в предоставлении субсидии было отказано.
Шайдаков уточнил, что в настоящий момент основной проект студии - детский игровой фильм "Моя бабушка - ведьма", который документалист Сергей Карандашов снимает по повести Александра Курляндского. В исходном тексте речь идет, в частности, о событиях августа 1991 года. Бюджет фильма, составляющий 71 миллион рублей, обеспечивается отчасти за счет министерства культуры, отчасти - за счет средств города.
"Это единственный проект, который студия делает как продюсерская компания: мы сами строим декорации и финансируем все производство, от зарплат до транспорта", - уточнил директор "Ленфильма".
Кроме того, звуковой цех студии занят работой над "Историей арканарской резни" Алексея Германа-старшего, снимавшейся на том же "Ленфильме" с 1998 года. Также на студии работает лауреат многих фестивалей Константин Лопушанский ("Письма мертвого человека", "Гадкие лебеди"), Алексей Герман-младший собирается снимать "Под электрическими облаками", а кинокомпания "Централ Партнершип", скорее всего, будет делать сериал "Шерлок Холмс". В последнем случае, правда, речь будет идти, прежде всего, об аренде студийных мощностей.
Как уточнили на студии, около 50 миллионов рублей "Ленфильм" получает за аренду костюмов, транспорта и прочих услуг, оказываемых съемочным группам полнометражных проектов и сериалов, и еще около 60 миллионов удается заработать на аренде площадей. Последняя цифра, по мнению Шайдакова, может быть увеличена за счет оптимизации арендной платы. Расходная часть бюджета на этот год равняется 100 миллионам рублей.
"При этом "Ленфильм" остается убыточным предприятием: студия не самодостаточна, между доходами и расходами существует разница. Мы можем только выживать, но не развиваться", - констатирует собеседник агентства.
Гендиректор "Ленфильма" признает, что студия нуждается в инвестициях и модернизации постепенно устаревающего оборудования. Очень сильным подспорьем для нее оказался бы возврат прав на произведенные "Ленфильмом" картины - это позволило бы "обновить фонды, улучшить материально-техническую базу". Когда-то "Мосфильму" такие права были переданы "волевым решением", и теперь на одной только киноколлекции московская студия зарабатывает около 270 миллионов рублей в год. Произведениями, снятыми на "Ленфильме", равно как и классикой отечественной анимации, владеет ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция". В июне, в ходе встречи с мультипликаторами, глава правительства РФ призвал расформировать ОГК, назвав предприятие "конторой "Рога и копыта", однако, как обнаружили в августе специалисты Минкультуры, в таком случае права на коллекцию перейдут в общее пользование.
Шайдаков признает существование такого "правового нонсенса", однако полагает, что при наличии политической воли юридическую коллизию можно было бы разрешить.