Успение Пресвятой Богородицы ‑ это один из двенадцати великих церковных праздников в православии, который празднуется 28 августа (15 августа по старому стилю).
В этот день церковь воспоминает праведную кончину (Успение) Божией Матери ‑ событие, окрашенное одновременно печалью, потому что это день окончания жизненного пути Богородицы, и радостью, потому что это день соединения Ее с Сыном. Православный праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднества. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 14 (1 по старому стилю) по 27 (14 по старому стилю) августа.
Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен в Предании церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе.
Праздник Успения восходит к первым векам христианства. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского.
В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. Всеобщее празднование этого дня было установлено при византийском императоре Маврикии с 582 г. С 595 г. праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.
Из Священного Предания известно, Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила в доме его родителей. Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе. Перед кончиной Пресвятая Дева Мария пожелала увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру.
В день Успения Богородицы почти все апостолы чудесным образом оказались собранными в Иерусалиме для прощания с Нею. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.
Как сказано в Священном Писании, в назначенный час множество свечей пылало в храмине и святые апостолы окружали ложе, на котором возлежала Богоматерь. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего Сына и Господа. Вдруг воссиял свет несказанный, перед которым померкли пылавшие свечи, кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов и приблизился к Пречистой Матери Своей. Пресвятая Богородица обратилась к Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Своего Сына и Бога, и тотчас раздалось ангельское пение.
С зажженными светильниками, с пением псалмов апостолы погребли Богородицу, как она велела, в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела Ее родителей. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. На третий день до Иерусалима добрался опоздавший на погребение апостол Фома. Желая проститься с Пресвятой Девой, он вошел в пещеру и обнаружил ее пустой. Тела Пресвятой Девы не было, остались только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом и молились Богу, чтобы Он дал им знать, что стало с телом Божией Матери.
Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами ‑ во все дни".
В честь этого события 27 августа за вечерним Богослужением во всех церквях выносят из алтаря и помещают посреди храма Плащаницу с изображением Божией Матери. Святая Плащаница находится посреди храма до чина погребения. С Крестным ходом проносят Плащаницу вокруг храма, а потом все верующие входят в храм, проходя под нею. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно ‑ в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы).
Празднику Успения Богородицы посвящены многие соборы в Москве, Kиеве, Владимире и других древних городах. О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II в., а также фрески в катакомбах.
В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, в IX Феофан Никейский написали каноны на день Успения, которые поет ныне Церковь в этот день. В песнях канона в день Успения называется он знаменитым, торжественным и Божественным праздником. Кроме этого, Успение Богоматери в Православной церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события.
По народному календарю, в этот день завершали жатву. Окончание сбора урожая сопровождали обрядом: на полосе оставляли горсть несжатых колосьев. Рядом закапывали хлеб и соль. Если до праздника успеть собрать хлеб и начать пахоту, то на следующий год земледельца ждал большой урожай: "До Успенья пахать ‑ лишнюю копну собрать". Еще в этот день начинали солить огурцы: "На Успение огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить".
С Успения лето окончательно поворачивает на осень, и празднуют первые осенины ‑ первую встречу осени. Считалось, что "с Успенья солнце засыпается", т.е. поздно восходит, поэтому в этот день закат солнца провожали в поле с песнями. Так как Успение считалось последним летним днем, то заканчивался праздник тем, что в этот вечер в избах впервые "вздували огонь", т. е. зажигали лучину, лампу или свечу и садились ужинать при свете.
С Успения начиналось "молодое бабье лето", продолжавшееся до дня Ивана Постного (8 сентября).
Успение ‑ последний день отлета ласточек, а также, по народным представлениям, с этого дня у лягушек "зарастает рот" и они перестают квакать.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников