Рейтинг@Mail.ru
Хоккей без Валерия Харламова. Уже тридцать лет - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хоккей без Валерия Харламова. Уже тридцать лет

Читать ria.ru в
Дзен
Обозреватель Александр Горбунов специально для спортивного агентства "Р-Спорт" вспоминает о великом советском хоккеисте Валерии Харламове.

Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем" - для "РИА Новости"

Многие хоккейные обозреватели полагают, что если бы не травма, которую канадец Бобби Кларк нанес Валерию Харламову в шестой игре легендарной Суперсерии-1972, сборная СССР могла бы победить в той серии, и – кто знает? - весь мировой хоккей в своем развитии пошел бы по другому  пути.

Валерий Харламов погиб тридцать лет назад, ранним утром 1981 года, на 73-м километре Ленинградского шоссе в автокатастрофе. За рулем "Волги" находилась его жена Ирина – водитель неопытный. Она не справилась с управлением машиной на мокрой, только-только отремонтированной дороге, резко, пойдя на обгон автобуса, затормозила, и роковое столкновение с встречным грузовиком было неизбежным.

Партнеры и друзья Харламова по сборной СССР узнали о гибели Валерия и его жены в Виннипеге, куда прилетели на розыгрыш "Кубка Канады". Поверить в случившееся было невозможно, но как не поверить, если всем хоккеистам сразу же позвонили из Москвы близкие; если канадское телеканалы прервали все передачи и стали показывать эпизоды из матчей с участием Валерия Харламова и рассказывать об игроке, которого родоначальники хоккея после Суперсерии 1972 года называли лучшим в мире; если первые полосы местных газет были заполнены фотографиями Харламова.

Валерий Харламов мог, да и должен был, наверное, оказаться тогда не на подмосковном шоссе, а в виннипегском отеле и готовиться вместе с командой к матчам "Кубка Канады". Но тренерский штаб во главе с Виктором Тихоновым в последний момент не включил его в состав.

Мотив решения - чисто спортивный: 33-летний Харламов, по мнению тренеров, не набрал к тому времени необходимой формы – это во-первых. А во-вторых, после провала за зимней Олимпиаде-80 в Лейк-Плэсиде, где советская сборная в финале проиграла далеко не самой сильной американской команде, наступала пора кадровых перемен в составе.

Это сейчас 35-, 38-летние игроки (да и 40-летние иногда) никого в российском хоккее не смущают. В прежние же времена цифра 30 почти сразу же превращалась в шлагбаум, который спортивные руководители и тренеры деловито принимались устанавливать на пути достигшего этого возраста игрока.

Спортивный характер принятого тогда решения сомнений не вызывал, но одно обстоятельство не позволяло с ним полностью согласиться. Речь шла не о рядовом хоккеисте (и в сборной страны есть рядовые – не все генералы), а о яркой личности, человеке, для советского хоккея много сделавшем, всем спортивным миром по праву почитаемом и, что немаловажно, пребывавшем не в таком уж и неважном функциональном состоянии, как о том говорилось, и готовом через матчи "Кубка Канады" вернуться на свой привычный уровень.

Еще речь - об отношении к яркой личности.

В отечественном спорте несложно обнаружить поразительные в своей сути примеры унижения выдающихся людей, становившихся беспомощными перед зачастую совершенно безвестными представителями спортивных и политических властей, стремившимися показать личности, что она – ничто, а ее место там, где покажут.

Одного из лучших центровых мира, баскетболиста ленинградского "Спартака" Александра Белова, возвращавшегося со сборной СССР из зарубежной поездки, на таможне только что за ноги не трясли в надежде обнаружить что-нибудь не подлежавшее провозу в страну победившего социализма.

Лучшему вратарю всех времен и народов Льву Яшину, приглашенному в 1982 году с супругой посетить в числе VIP-футбольных персон чемпионат мира с первого дня турнира до последнего, отказали в выезде вместе с женой и резко ограничили сроки пребывания в Испании, обеспечив всемирно известному голкиперу и замечательному человеку инфаркт.

Ничего страшного со сборной в Канаде, понятно, не случилось бы, если бы Харламов оказался там в ее составе и сделал бы вместе с друзьями и партнерами то, что они сделали без него и в память о нем, победив в "Кубке Канады", с которым команда затем приехала из Шереметьева на Кунцевское кладбище на могилу Валерия.

Нет нужды в виртуальной реконструкции событий, которые, как, к слову, говорили тогда, сразу после трагедии, могли бы развиваться по совершенно иному сценарию в том случае, если бы Харламов поехал в Канаду.

Никому не ведомо, как все происходило бы, окажись Валерий Харламов в составе. Ясно лишь, что с уходом Харламова из жизни постепенно стал наступать конец "хоккею Харламова" - искрометному, романтичному и основанному на ювелирном мастерстве, а не на грубой силе.

Сегодняшний хоккей развивается по своим законам. Его вряд ли полностью принял бы Харламов. Валерий, несомненно, мог бы гордиться тем, что учрежден "Харламов Трофи", последним лауреатом которого стал высококлассный центрфорвард "Детройта" Павел Дацюк (до этого пять лет подряд призом владел Александр Овечкин) – для Павла  Харламов кумир и легенда.

И несложно представить степень огорчения Валерия Харламова, узнай он о том, что в один из клубов Континентальной хоккейной лиги ("Витязь") из года в год завозят из-за океана не пригодившихся в НХЛ посредственных хоккеистов, с первых же минут каждого матча, как это было недавно во встрече на турнире в Магнитогорске с "Салаватом Юлаевым", начинающих на кулаках драться с соперниками и занимающихся только провокациями.

Однако никто не посмеет спорить, что и в современной игре  Валерий Харламов не затерялся бы, живи он в нашу хоккейную эпоху. В какой из лиг он бы играл – совсем другой вопрос.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала