Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Индия заявила, что Россия больше чем на год срывает сроки поставок трех фрегатов для индийского флота. Учитывая условия, в которых размещался и исполнялся контракт, опоздание могло оказаться и большим.
Просроченная партия фрегатов
Сроки работ по изготовлению трех фрегатов для Индии ("Тег", "Таркаш" и "Триканд") серьезно сдвигаются – утверждают индийские военные. Так, "Тег" уже должны были сдать заказчику в апреле. Однако, согласно сообщению министра обороны Индии А.К. Энтони, его сдача будет задержана на 12 месяцев. "Таркаш", ожидавшийся в составе индийского флота в октябре 2011 года, опоздает на 11 месяцев, а "Триканд", запланированный на апрель 2012 года, – на 14.
Причиной срыва сроков Энтони назвал "недостаток квалифицированной рабочей силы, способной вести одновременное строительство нескольких кораблей", а также указал на неотлаженность производственной цепочки, приводящей к задержке поставок оборудования от российских смежников.
Три индийских фрегата проекта 1135.6 строятся на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь", что в Калининграде. Все они уже спущены на воду и на них ведутся работы по достройке.
Вторая серия для Индии
Строящаяся на "Янтаре" тройка – уже второй заказ Индией кораблей этого типа. Собственно, для индийского флота эта глубокая модификация советских сторожевиков проекта 1135.1 и создавалась. В ноябре 1997 года был подписан контракт на строительство первых трех фрегатов: "Тальвар", "Тришул" и "Табар". Объем той сделки составил около $1 млрд.
Исполнителем заказа назначили петербургский Балтийский завод. В рамках реализации контракта был решен ряд принципиальных вопросов, связанных с новыми разработками. Например, корабль оснастили противокорабельными ракетами Club-N – экспортной версией ракетного комплекса "Калибр", который только сейчас находит себе дорогу на российский флот.
Сроки сдачи фрегатов "Балтзавод" сорвал: последний из трех кораблей Индия получила только в апреле 2004 года, хотя в контракте оговаривался 2003 год. Ничего удивительного в этом не было, более того – никто и не делал из этого трагедии. Российская оборонка, ориентированная на экспорт, только-только раскручивалась на крупных производствах, и Дели относился к возникающим по ходу реализации контракта задержкам с пониманием.
Первоначально Индия хотела получить сразу шесть таких фрегатов, но в последний момент решилась только на три. В 2006 году, обобщив опыт эксплуатации первой тройки, Дели вышел на российских судостроителей с заказом еще на три корабля. Все дорожало: подписанный контракт тянул уже на $1,6 млрд.
Политический заказ
Однако заказов на вторую тройку фрегатов Балтийский завод так и не получил – после длительных согласований их передали калининградским корабелам.
"На "Янтарь" вторую серию кораблей отдавали из политических соображений" – рассказал РИА Новости заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко – "Это делалось для поддержки даже не столько самого завода, сколько экономики калининградского эксклава в целом".
"Янтарь" находился в ужасающем положении и по финансам, и по кадрам. И тут индийцам, согласившимся с таким исполнителем контракта, жаловаться уже не на кого. В принципе, если бы Дели по-настоящему твердо настоял на своем, потребовав разместить заказы на уже знакомом с этими кораблями "Балтзаводе", то индийцам, скорее всего, пошли бы навстречу, чтобы не упустить выгоду.
Однако, несмотря на факт заметной задержки, отмеченной индийской стороной, можно считать, что калининградский завод справляется с заказами. Логика здесь такая же, что и с Балтийским заводом в случае с первой партией фрегатов. Не имевшему стабильных доходов "Янтарю" требовалось время на восстановление производственных возможностей и профессиональных компетенций, на налаживание связей со смежниками в рамках общей кооперации.
И эта задача со скрипом, но была выполнена. Учитывая отвратительные условия для старта, была выполнена успешно. Константин Макиенко отмечает, что изначально проблемы были таковы, что следовало ожидать и куда более крупной просрочки, чем заявлено индийской стороной сейчас.
"Судя по всему, завод хорошо "разогрелся" на исполнении заказа, и дальше работа у него наладится", – сказал эксперт РИА Новости.
Кроме того, нельзя не отметить, что именно на "Янтаре" разместил оборонный заказ российский флот, оценив отработанную на индийских контрактах платформу проекта 1135.6. В декабре 2010 года на заводе заложен головной фрегат "Адмирал Григорович", в июле 2011 года – "Адмирал Эссен", а осенью ожидается закладка третьего, который по ряду данных получит имя "Адмирал Макаров".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции