Недавно было выдвинуто предложение по доработке проекта нового Федерального закона "Об образовании" – для решения о закрытии малокомплектной школы каждый раз проводить открытую экспертизу. Сейчас, говорят инициаторы предложения, школы часто закрываются вопреки протестам жителей. Инициативу комментирует директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ, член экспертной группы №8 по доработке Стратегии 2020 "Новая школа" Татьяна Абанкина.
- Татьяна Всеволодовна, как вы считаете, имеет ли смысл решать вопрос о закрытии каждой малокомплектной школы в "индивидуальном", особом порядке?
- Я считаю, что предложенная мера имеет смысл. Малокомплектные школы - одна из наиболее тяжелых проблем российского образования. Обольщаться не стоит: демографическая ситуация будет ухудшаться еще несколько лет. Только к 2020 году мы достигнем того количества учащихся, которое имело место в 2003-2004 годах - восемнадцати миллионов человек. Тем не менее, сейчас решения о закрытии сельских школ зачастую принимаются некорректным образом. Доверия и понимания между тремя основными группами заинтересованных – учителями, родителями и местными властями – нет. Каждый преследует свои интересы.
С одной стороны, безусловно, свои интересы есть у учителей и директоров сельских школ. Понять их можно: закрытие учебного заведения означает потерю работы. Найти новую не очень легко - часто и вакансий соответствующих в этом регионе попросту нет. Кроме того, сельские учителя довольно часто не обладают высокой квалификацией.
С другой стороны, против закрытия школ возражают жители. У многих из них есть ощущение (отчасти справедливое), что закрытие школы означает "смерть" населенного пункта. Немногие оставшиеся родители с детьми будут перебираться в другие места.
Наконец, власти, опасаясь реакции жителей и учителей, часто не пытаются с ними разговаривать, выяснять их нужды, вести разъяснительную работу. Они просто закрывают школу - и все. Поэтому независимая комиссия экспертов могла бы помочь наладить соответствующий продуктивный диалог.
- Кто должен осуществлять независимую экспертизу?
- Решение проблемы малокомплектных школ выходит далеко за рамки системы образования – и это еще один весомый аргумент в пользу экспертизы. Ее должны осуществлять те, кто может способствовать разрешению ситуации.
Кроме представителей образования, властей и сельской общественности в принятии решения должны участвовать представители регионального министерства транспорта: если в селе закрывают старшую школу и ребят будут возить в другой населенный пункт, нужно обеспечить удобный и безопасный подвоз. Но в сельской местности дороги преимущественно грунтовые, весной и осенью их размывает. Транспортники должны сказать, смогут они тут помочь.
Нужны консультации представителей местного министерства связи: если подвоз невозможен, требуются дистантные программы и быстрый интернет.
И слово работникам сельского хозяйства: они могут оценить экономические перспективы населенного пункта, местный рынок труда.
Ситуации очень разные и требуют разных подходов.
- Но если школа уже признана неэффективной, что может быть для нее альтернативой?
- Таких школ масса, а нашей системе образования не хватает в этом смысле необходимой гибкости. Так, перспективными могут быть различные программы дистанционного обучения: в сезон, когда дороги проезжие, ребят возят в школу, чтобы они успешно социализировались, а когда дороги размыты, педагоги дают детям задания и проверяют их дистанционно.
Или – вопрос решается передвижными учебными лабораториями: коллектив учителей приезжает на какое-то время в сельскую местность, читает ребятам курс, оставляет задания.
Можно и поменять в сельских школах график учебы. Ведь длинные летние каникулы приходятся на время, когда дороги обычно проезжие. Можно было бы летом учиться, а каникулы перенести. Городские школы в это время пустуют. Можно создать при них школьные летние лагеря для сельских школьников. Одновременно ребята из сел получат доступ к городским культурным ресурсам.
- Не натолкнутся ли разработчики закона на то, что предложенные комиссиями подобные инновационные решения будут противоречить действующему законодательству?
- Нет. Конституция гарантирует всем гражданам России право на бесплатное образование. Федеральный государственный стандарт - это система требований к результатам образования и условиям, в которых оно должно осуществляться.
В разных регионах накоплен богатый опыт нестандартных решений для малокомплектных школ. Нужно лишь выбрать то, что подойдет данному конкретному учебному заведению. Работа комиссии экспертов должна заключаться в том, чтобы найти наилучшее решение.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости