Дмитрий бабич
Во вторник пришла сенсационная информация - по подозрению в убийстве Анны Политковской задержан бывший подполковник милиции Дмитрий Павлюченков. Одновременно официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сделал заявление о том, что следствие располагает сведениями о предполагаемом заказчике убийства, произошедшего, напомним, 7 октября 2006 года – почти пять лет назад.
Задержание Павлюченко приветствовали коллеги покойной Анны Политковской по работе в "Новой газете". Арест одновременно и предполагаемого киллера, и организатора дает надежду на выход и на заказчика. Напомню, что подозрение не снято и с двух прежних фигурантов дела – братьев Махмудовых, обвиняемых в слежке за Анной Политковской и в непосредственном совершении убийства 7 октября 2006 года. По новой версии, Павлюченков снабдил Махмудовых оружием и разработал план убийства. А подчиненные Павлюченкову милиционеры выяснили маршруты передвижения Политковской по Москве.
По новой версии, Павлюченков получил на убийство заказ от некоего неустановленного лица. Получается, что за пять лет следствие доказало то, что было нетрудно заключить с самого начала, – убийство политическое, заказчик могущественен и анонимен.
Часто приходится слышать, что затягивание следствия выгодно властям, что оно позволяет потихонечку придавать забвению неприятные вопросы. В случаях с рядовыми гражданами эта тактика, может, и работает. Но в случае с Анной Политковской это точно не так, здесь долгий ящик работает с обратным результатом.
Дело в том, что у Анны Степановны и до смерти на Западе был культовый статус. После мученической гибели этот статус укрепился – она стала как бы современной святой, погибшей за самое священное для современной западной цивилизации дело – за права человека. Пошли спектакли, фильмы, книги… Отсутствие наказания за убийство святой в глазах верующего человека – величайшая несправедливость, которая ложится и на действующих, и на бездействующих участников этой несправедливости, в данном случае – на россиян. А и в Европе, и в США есть очень могущественные организации, которые в права человека именно веруют. Российские власти эти организации не любят, но западные политики просто вынуждены с ними считаться, хотя втихомолку и признаются, что хлопот с этими правозащитниками не оберешься. Это как с церковью и властью в средневековье: не все короли были образцовыми христианами, но выступить против христианства в принципе значило подписать себе смертный приговор – по крайней мере, в политике. Никакая дружба наших лидеров с Меркель или с Саркози не позволит забыть дело Политковской.
Современным святым не ставят памятников и не рисуют икон. Они бессмертны в масс-медиа, каждый день напоминающих нам об их жизни, а еще лучше – о мученической гибели. А Политковская свой статус заслужила. Тот факт, что даже родственники погибших в "Норд-Осте" говорили о ней с неизменной благодарностью, говорит о многом. Такую историю не засунешь в долгий ящик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции