МОСКВА, 24 авг - РИА Новости. Китай заинтересован в развитии Северного морского пути, однако при современном состоянии инфраструктуры этого транспортного коридора можно говорить лишь об экспериментальных перевозках вплоть до 2020-2030 года, считает председатель спецкомитета по антропогеографии Географического общества КНР, заместитель председателя Научного общества регионоведения КНР Мао Ханьин.
"Мы заинтересованы в том, чтобы китайские компании могли принимать участие в развитии транспортного коридора Северного морского пути. Однако, исходя из нынешних условий, можно говорить о том, что до 2020-2030 года перевозки будут иметь лишь экспериментальный характер", - сказал Мао Ханьин на пресс-конференции в РИА Новости в среду.
По словам ученого, использование Северного Морского пути может сокращать дистанцию перевозок на 30% и более, например, по некоторым маршрутам путь из Шанхая в порты Скандинавии уменьшается почти в два раза. Максимальная "экономия" может составить до 7 тысяч морских миль. Однако эксперт отмечает необходимость значительного развития портовой инфраструктуры по всей протяженности Северного Морского пути, которое требует времени, усилий и значительных инвестиций.
"Это не означает, тем не менее, что инвесторы, в том числе китайские, должны ждать 2020 года, чтобы участвовать в проектах, направленных на экономическое развитие, на территории российской Арктики. Ожидается масштабное освоение, строительство. Но нужно подходить к этому осторожно, чтобы не нарушить экологический баланс", - добавил Мао Ханьин.
Северный морской путь - это кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути до 20 с 33 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.
В настоящее время по Северному морскому пути из Мурманска в Таиланд идет крупнотоннажный танкер типоразмера Suezmax, дедвейтом более 160 тысяч тонн с партией газового конденсата. До этого по маршруту прошло три танкера типоразмера Panamax дедвейтом более 60 тысяч тонн - Perseverance, STI Heritage и Marilee. За летнюю навигацию 2011 года уже был установлен рекорд времени прохождения Севморпути за восемь суток.
Начало проводки крупнотоннажных танкеров по трассам Северного Ледовитого океана было положено в прошлом году, когда НОВАТЭК, "Совкомфлот" и "Атомфлот" провели по Северному морскому пути танкер "Балтика" типоразмера Aframax, дедвейт более 100 тысяч тонн.