Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Израиль и палестинское радикальное движение ХАМАС при посредничестве Египта достигли соглашения о прекращении огня после четырехдневных обменов ударами и бомбардировок Газы из-за теракта около израильского курорта Эйлат 18 августа. Израиль извинился за то, что его спецсилы сразу после теракта уничтожили пятерых египетских пограничников на Синае: Каир обещал за это отозвать своего посла, но после извинения снял угрозу.
В любое другое время подобное проявление умеренности с любой стороны всех сильно бы порадовало. Но не теперь. Сегодня ясно, что на смену беспрецедентно боевому Рамадану (гражданская война и натовские бомбардировки в Ливии, бунты в Сирии, теракты в Израиле и в Афганистане придет тяжелый сентябрь.
Руководители палестинской автономии уже начали подготовку к тому историческому дню в сентябре, когда Палестина официально потребует в ООН признания своей полной государственности. На землях идет мобилизация масс через социальные сети типа Facebook для проведения массовых манифестаций в поддержку палестинской государственности.
А в Израиле уже проводится такая же подготовка армии и спецсил для противостояния новым протестным выступлениям на оккупированных территориях в сентябре.
Сигнал к восстанию – американское вето в ООН?
Дипломаты в ООН обреченно ждут начала календарной осени и очередного поворота в палестинской драме, а за ним почти неминуемого нового взрыва на Ближнем Востоке.
В сентябре автономия намерена подать в ООН заявку на признание независимого палестинского государства). Самой напряженной должна стать неделя между 12-м и 20-м сентября, когда вопрос будет обсуждаться в Совете Безопасности ООН, после чего может быть передан на голосование Генассамблеи.
Эксперты по Ближнему Востоку признают, что упражнение будет скорее символическим, и Палестина независимости не получит. Израиль категорически против, и требует сначала урегулировать все проблемы "соседского проживания": распределение водных ресурсов, обеспечение безопасности, проблемы беженцев, территориальные вопросы. Президент Палестины Махмуд Аббас утверждает, что при правительстве Нетаньяху это невозможно.
Даже если Генассамблея и проголосует в целом "за", пройти через Совбез, который по регламенту должен утвердить такое решение, палестинцам не удастся. Хотя Россия и Китай поддерживают палестинцев, США – против создания государства до урегулирования всех палестино-израильских проблем и, значит, наложат вето на любую рекомендацию Совбеза. И тут уже неважно, кто из непостоянных членов Совбеза поддержит государственные устремления Палестины. А это, кстати, на сегодня – большинство, включая Индию, Бразилию и Южную Африку – партнеров России по БРИКС. Американское вето блокирует всех.
Вето США автоматически станет сигналом к новому взрыву в регионе. Эффект будет примерно такой же, как плеснуть бензин на раскаленную плиту.
Пока палестинцев лихорадочно пытаются отговорить от официальной подачи заявки, а израильтян пойти на хотя бы какие-нибудь уступки в переговорах по урегулированию. Этим в основном занимаются дипломаты ЕС.
Но это вряд ли возможно. Палестинцы активно идут по пути независимости через ООН с прошлого года и говорят, что постоянное блокирование Израилем мирных переговоров по урегулированию не оставляет им никакого иного выхода. Движение ХАМАС и мусульманские организации в и за пределами Палестины и так обвиняют нынешнее палестинское руководство в соглашательстве, предательстве интересов Палестины и даже произраильской политике, и если оно отступит, то дни его сочтены.
Ловушка для Обамы
Палестинцы, если подадут заявку, поставят президента Обаму в крайне неприятное положение. Это ловушка, из которой у него, собственно, нет выхода. Поддержать независимость он не может: это будет интерпретировано как предательство интересов самого надежного союзника на Ближнем Востоке. Перед недалекими президентскими выборами 2012-го с такими вещами не шутят: израильского лобби с его мощным влиянием на избирателя в США никто не отменял. Отвергнуть устремления палестинцев – значит еще больше антагонизировать арабский мир. А там и без этого уже воспринимают Нобелевского лауреата мира с большим недоверием: ничего из обещанного, никакой новой политики на Ближнем Востоке не материализовалось.
Чтобы быть официально признанной, Палестине необходимо набрать две трети голосов 193 членов ООН, или 128. У них уже есть гарантированные 122 "за" (в основном арабские страны, Африка, Азия, Латинская Америка и даже некоторые страны Европы) и надежда на то, что их могут поддержать до 150 государств. Независимость планируется провозгласить в границах до шестидневной войны 1967-го с Израилем, когда он захватил сектор Газа, Западный Берег и Восточный Иерусалим.
Палестинцы уже один раз провозглашали собственную государственность. В 1988-м в одностороннем порядке это сделал покойный лидер ООП Ясир Арафат. От тех лет предстоящую акцию отличает то, что теперь это требование они намерены узаконить через ООН. Это уже совсем иной уровень, поскольку ООН является источником международного права.
Блокирование США очередной заявки Палестины на собственное государство, да еще на фоне арабских революций, наверняка вызовет массовые протесты в арабском мире, его еще большую радикализацию. Сторонники консервативного ислама давно убеждают умеренных правоверных в том, что все обещания Обамы надавить на Израиль, его призывы согласиться на палестинское государство в границах до 1967 года есть не более чем лицемерие. Американское вето будет самым действенным подтверждением этих тезисов.
Израильское командование на местах, если верить европейской и израильской печати, уже готовится к худшему и ждет, что в сентябре температура поднимется до максимально допустимого предела. За чем может последовать все что угодно.
Бывший посол Саудовской Аравии в Вашингтоне (и, кстати, бывший шеф разведки страны) принц Турки эль-Фейсал недавно написал в "Вашингтон пост", что если США используют свое право вето, то это будет иметь самые "катастрофические последствия" для отношений США с арабским миром.
На всю ситуацию накладывается и свержение режима президента Мубарака в Египте – единственной страны, у которой есть договор о мире с Израилем от 1979-го года. Каиру до сих пор удавалось худо-бедно сдерживать палестинский радикализм. Теперь, после ухода Мубарака, Египет занят собственными внутренними проблемами, и ему не до Палестины. Это уже привело к тому, что египетские военные, полиция и пограничники почти утратили контроль над Синайским полуостровом в приграничных с Израилем районах. Там почти свободно действуют самые радикальные палестинские группировки. Теракт неподалеку от Эйлата – прекрасное тому подтверждение.
Если Вашингтон наложит вето на "палестинский вопрос" и не предложит палестинцам никакой альтернативы, то палестинская администрация почти наверняка утратит последний контроль над территорией. Это будет и ее политическое банкротство. И сдерживать влияние радикального ислама будет уже некому. Некоторые эксперты уже говорят, что в сентябре может произойти слияние арабских революций с третьей интифадой на палестинских землях. С самыми тяжелыми последствиями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции