Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.
Ливийским повстанцам потребовались всего сутки, чтобы взять под контроль значительную часть столицы страны Триполи. И для международного сообщества, и – судя по всему – для самих повстанцев это стало неожиданностью – еще неделю назад трудно было предположить, что противники полковника Каддафи смогут так легко сломить сопротивление армии теряющего власть ливийского лидера.
Эксперты расходятся во мнениях относительно будущего Ливии: одни уверены, что страну ожидает раскол, "война всех со всеми" и гуманитарная катастрофа, другие считают, что смена власти пройдет относительно спокойно и междоусобных войн удастся избежать. Рассуждая о дальнейшей судьбе полковника Каддафи, аналитики приходят к выводу, что вариантов немного, и все они – неутешительные для него.
Праздновать победу рано?
Хотя ливийский лидер Муамар Каддафи еще не свергнут, оппозиция уже разрабатывает планы нового устройства государства. Выступая в эфире Би-би-си, советник Временного переходного совета Ливии Омар Турби заявил, что добиться спокойного перехода к новой системе власти будет труднее всего. "Как добиться мира между племенами? Как предотвратить мародерство? Как добиться того, чтобы честные люди, работавшие на режим Каддафи – а они были, и среди них отличные профессионалы – начали сотрудничать с оппозицией?" – заявил представитель повстанцев.
Говорить о переходе к новой системе власти пока рано, считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. "Каддафи предпочтет умереть с оружием в руках или уйти в одну из соседних стран и продолжить сопротивление оттуда, – говорит политолог. – Потенциал сопротивления даже в случае падения столицы у полковника остается. Он уже показал, что настроен достаточно жестко, и я думаю, сдаваться не будет".
Скорое падение Каддафи находится под большим вопросом, поскольку информация, поступающая из Триполи противоречива, соглашается президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. "Свидетельства полного разброда, шатаний и анархии в лагере бенгазийцев как-то плохо корреспондируются с тем, что они все собрались и берут Триполи", – сказал он РИА Новости.
"По сомалийскому варианту"
Если режиму Каддафи все-таки придет конец, Ливию ждут еще более тяжелые времена, считают Минченко и Сатановский. "Победа [противников Каддафи] будет означать, что Ливия – под контролем "Аль-Каиды" и суннитских исламистов. Дальше пойдет развитие событий по сомалийскому варианту, то есть война всех против всех и раскол страны", – говорит Сатановский. По его мнению, Ливия может сохраниться как единое государство только в условиях внешней оккупации.
Если власть Каддафи падет, "единая Ливия прекратит свое существование и распадется на три части", – предполагает Евгений Минченко.
"Скорее всего, будет образовано три государства, в соответствии с границами исторически существовавших областей: Триполитания (на северо-западе), Киренаику (на северо-востоке) и Феццан (на юге), – пояснил эксперт. – Эти провинции Ливии долгое время развивались независимо друг от друга, и есть все шансы, что каждая обретет независимость. Может быть, свою автономию начнут объявлять и какие-то отдельные племена". По мнению Минченко, такой раскол неизбежно приведет к гуманитарной катастрофе в Ливии. Причем последствия этой катастрофы могут превзойти происходящее сегодня в Ираке, предупреждает аналитик.
Внутренний раскол в Ливии отразится и на европейских странах, поскольку поток нелегальной эмиграции из стран Ближнего Востока и Северной Африки, хлынувший в Европу, будет увеличиваться в геометрической прогрессии, предупреждает Евгений Сатановский.
Второразрядная страна
Существуют и менее пессимистичные прогнозы развития ситуации в Ливии. "Не стоит утрировать и преувеличивать какие-то противоречия [в ливийском обществе]", – сказал РИА Новости директор Центра анализа ближневосточных конфликтов при Институте США и Канады РАН Александр Шумилин. По его мнению, процесс смены власти в стране должен пройти относительно спокойно.
"Не стоит ожидать войны ливийских племен", – соглашается сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский. Рассуждая о будущем Ливии, он отметил, что после ухода Каддафи у Ливии не будет "серьезного влияния на международную арену".
По его словам, "при Каддафи, благодаря характеру этого человека и его революции, она [Ливия] играла непропорционально большую геополитическую роль, не соответствующую ее геополитическому значению", так как ливийский лидер "всюду лез, поощрял террористов, революции". "Ливия как была страной второразрядной, так она и будет. Если бы у нее не было нефти, то о ней бы никто и не слышал. Но, поскольку нефть есть, она какую-то роль будет играть, но уже не политическую", – резюмировал Мирский.
Впрочем, "нефтяная" роль Ливии на мировой арене будет второстепенной, уверен Александр Шумилин. "Фактор Ливии для мирового нефтяного рынка определен уже давно, он влиял в определенной и незначительной категории. То есть фактически ливийскую нефть где-то как-то уже устранили трейдеры с бирж, и она была компенсирована усилиями других стран [производителей нефти]", – пояснил он.
Смерть или суд?
Что касается судьбы ливийского лидера Муамара Каддафи, то тут вариантов немного: либо смерть, либо суд, говорят аналитики. Не исключено, что полковник может попытаться найти убежище в одной из соседних стран, однако такой вариант маловероятен, поскольку это сложно будет осуществить технически – Триполи находится под контролем повстанцев.
Кроме того, побег "может несколько подпортить его [Каддафи] имидж, поскольку он сотни раз говорил, что никуда не уйдет, будет бороться и умрет на своей земле", – отмечает Георгий Мирский.
"Вариант добровольного изгнания уже вряд ли сработает. Самоликвидация или суд в Гааге", – так жестко определил судьбу ливийского вождя Александр Шумилин. Однако самоубийство у мусульман считается грехом, поэтому Каддафи может "попытаться держаться до конца, чтобы погибнуть в бою", – считает Мирский. Если же полковник останется в живых, то его, скорее всего, схватят и передадут в международный суд, полагают аналитики.
В любом случае ситуация в Ливии и судьба Каддафи положительно повлияют на обстановку в регионе и послужат примером для сирийского лидера Башара Асада, который отказывается уйти в отставку, несмотря на требования оппозиции и международного сообщества, считает Александр Шумилин.
"Этот сценарий, который пытался разыграть Каддафи, – сопротивление до конца через кровопролитие, – себя не оправдал. Его исход и личная судьба Каддафи будет показательна для, например, Башара Асада... Я полагаю, что в Дамаске сделают соответствующие выводы из происходящего", – резюмировал эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакици