Алина Черноиванова
Интернет-регуляторы вновь недовольны Facebook’ом. Теперь в Германии. Быть или не быть кнопке Like – вопрос этики или законодательства? Об этом обозреватель Алина Черноиванова.
Социальная сеть Facebook путем размещения кнопки Like ("Мне нравится") на сторонних сайтах нарушает законы Германии и Евросоюза о защите пользовательских данных. Так считают специалисты Независимого центра защиты приватности, работающего в немецкой земле Шлезвиг-Гольштейн.
Популярная функция "Мне нравится", по мнению экспертов Центра, позволяет Facebook отслеживать данные о посетителях, переходах, продолжительности сессий, мнение конкретного пользователя об интернет-контенте. Проще говоря, Facebook включает схему "Покажи мне, что тебе лайк, и скажу, кто ты".
"Каждый посетитель сайта facebook.com либо пользователь социального плагина Like должен понимать, что информация о нем в течение двух лет будет отслеживаться компанией. Facebook создает подробное, а на владельцев аккаунтов в соцсети – даже персонализированное досье", - пояснил представитель Центра защиты приватности Тило Вайхерта (Thilo Weichert). Facebook отрицает нарушение требований Евросоюза к приватности личных данных. По словам представителя соцсети, хотя компания имеет доступ к "информации, подобной IP-адресу", она удаляется в течение 90 дней, что «соответствует стандартам индустрии".
Тем не менее, у сайтов, работающих в земле Шлезвиг-Гольштейн, есть время убрать кнопку Like до конца сентября. В противном случае Центр защиты приватности грозится судебными исками и штрафами в размере до 50 тысяч евро. Организация независима от государства, но местные власти уже заявили, что готовы рассмотреть доводы экспертов.
Российским правозащитникам до проблем человека в соцсетях, кажется, еще нет особого дела. Крупнейшая в рунете сеть "ВКонтакте", например, долгое время не разрешала пользователям удалять свой профиль. Точнее делала все возможное, чтобы удаление было крайне проблематично. Но в суд никто не подавал, ничего от Вконтакте не требовал. И только 22 августа администрация сети вернула пользователю это право.
Впрочем, возможно, российские правозащитники в этом вопросе куда честнее, чем немецкие коллеги. Социальные сети – не благотворительные проекты. Они принадлежат компаниям, должны приносить им деньги, и единственный их актив – как раз мы, те, кто жмет лайки, постит фото, рекомендует и комментирует…. Так почему бы не признаться, что за комфорт пребывания в соцсетях мы не можем не платить? И платим, как правило, правом на конфиденциальность.
Да, "большой брат" следит за нами. Но ведь мы сами на это подписываемся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции