Рейтинг@Mail.ru
Как украсть миллион и даже больше - РИА Новости, 19.08.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как украсть миллион и даже больше

© Фото : Public domainЯн Вермеер (Делфтский) "Концерт" (1658-1660). Картина была украдена из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне в 1990 году, ее приблизительная стоимость на сегодняшний день - 100 миллионов долларов.
Ян Вермеер (Делфтский) Концерт (1658-1660). Картина была украдена из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне в 1990 году, ее приблизительная стоимость на сегодняшний день - 100 миллионов долларов.
Читать ria.ru в
Дзен
21 августа 1911 года служащий Лувра Винченцо Перуджа вынес из Лувра "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо" работы Леонардо Да Винчи. Своим "ограблением века" Перуджа прославил ее на весь мир и подал дурной пример своим последователям. Мы приводим пять самых впечатляющих краж произведений искусства, которые до сих пор остаются не раскрытыми.

21 августа 1911 года служащий Лувра Винченцо Перуджа вынес из Лувра "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо" работы Леонардо Да Винчи. До этого похищения "Мона Лиза" еще не была самым известным живописным произведением. Своим "ограблением века" Перуджа прославил ее на весь мир и подал дурной пример своим последователям. Пик краж произведений искусства пришелся на вторую половину ХХ века. В это время цены на искусство взлетели на несколько порядков: если в 1950 году работы импрессионистов не дотягивали до 10 тысяч долларов, а Пикассо можно было купить за пять, то всего через десять лет счет пошел на сотни тысяч, а потом и на миллионы.

По данным Интерпола, только торговля оружием и наркотиками превосходит доходы от кражи произведений искусства, а средняя стоимость похищаемых в год шедевров составляет около 8,5 миллиардов долларов.

Большая часть подобных преступлений так и остается не раскрытой. Украденную картину сложно продать даже на черном рынке, поэтому большая часть подобных преступлений совершается либо "на заказ" (новый владелец может годами прятать у себя "свою прелесть"), либо с целью выкупа. Но даже сложности со сбытом украденного не способны снизить объемы "арт-неппинга". Ниже мы приводим пять самых впечатляющих краж произведений искусства, которые до сих пор остаются не раскрытыми.

 

№ 1. Как украсть 500 миллионов

Стоимость украденного: как следует из заголовка – около 500 миллионов долларов

Статус: преступники и украденные экспонаты до сих пор в розыске

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне стал местом одного из самых громких и дерзких ограблений ХХ века, которое расследуется до сих пор. 

В ночь на 18 марта 1990 года в дверь служебного входа музея постучали двое мужчин в форме полицейских. Заявив, что приехали по вызову, они проникли внутрь и тут же якобы опознали во впустившем их охраннике преступника, на арест которого у них есть ордер. На подмогу был вызван второй охранник (ночью в музее дежурили два человека). Лже-полицейские приковали обоих охранников наручниками к трубам в подвале и смогли беспрепятственно вынести из музея 13 экспонатов общей стоимостью 500 миллионов долларов. Обнаружил пропажу на следующее утро третий охранник, который должен был заступить на смену. Он и сообщил об ограблении полиции и директору музея.

Украден в эту ночь был поистине бесценный "Концерт" Яна Вермеера. Написанная в период с 1658 по1660 год картина является одной из 36 известных на сегодняшний день работ художника. Картина была куплена на аукционе в Париже в начале ХХ века основательницей музея Изабеллой Стюарт Гарднер. Сейчас эта работа Вермеера оценивается по меньшей мере в 100 миллионов долларов.

В числе похищенных три работы Рембрандта: "Шторм на Галилейском море", 1633 года - единственный известный в мире морской пейзаж художника, парный портрет "Леди и джентльмен в черном", датированный тем же годом, и автопортрет художника. Последняя работа представляет неменьший интерес, чем две  предыдушие. Небольшая гравюра размером почти с почтовую марку (приблизительно 4,5х5 сантиметров), также известная как "Портрет художника в юности", была завершена в 1633 году, когда художнику было 27 лет. 

Также были украдены: "Пейзаж с обелиском" Говарта Флинка 1638 года (авторство этой картины долгое время приписывалось Рембрандту,  и только в 1980-х годах она была атрибутирована как работа его ученика), пять рисунков Эдгара Дега и картина Эдуара Мане "У Торнони".  Предполагается, что  работа последнего была написана  в кафе "У Тортони" на Рю Ляффитт, в Париже,  в 1878-1880 годах. 

Кроме картин из музея были вынесены еще два предмета декоративно-прикладного искусства: украшение в виде орла с верхушки шелкового наполеоновского флага и китайская бронзовая ваза, датированная 1200-1100 годами до н.э., – это самый старый из похищенных экспонатов.

Расследование этого дела уже более 20 лет ведут служба охраны музея совместно с бостонским отделением ФБР. Ранее выдвигались версии о связях грабителей с бостонской мафией и Ирландской республиканской армией, которая еще в 1970-х пыталась вызволить членов своей организации из тюрем в обмен на украденные произведения искусства. За информацию, которая позволит вернуть похищенное,  обещана награда в  5 миллионов долларов. В Голландской комнате музея (the Dutch Room) до сих пор оставлены пустые места и рамы на том месте, где когда-то были экспонаты.

 

№ 2. Похищение "Праведных судей"

Стоимость украденного: около 30 миллионов долларов

Статус: преступник умер, украденное до сих пор в розыске

Генсткий алтарь – одна из самых известных работ братьев ван Эйк, начатая в 1417 году Хубертом ван Эйком и законченная в 1432 его братом Яном - находится в соборе св. Бавона в Генте. В течение последующих веков алтарь похищали, продавали и снова возвращали в Бельгию. В ночь на 11 апреля 1934 года часть алтаря вновь была похищена и не найдена до сих пор. Ее приблизительная стоимость более 30 миллионов долларов.

Утром 11 апреля 1934 года служители собора обнаружили, что отсутствуют створки алтаря с изображением "Праведных судей" и "Иоанна Крестителя",  и немедленно сообщили об этом полиции (створка с изображением "Праведных судей" и "Иоанна Крестителя" когда-то была единым целым, но в 19 веке ее распилили на две части). В тот же день к расследованию присоединился Скотланд-Ярд и другие полицейские службы Европы. Грабители не оставили никаких следов, что существенно затрудняло поиск. Тем не менее, нашелся свидетель – случайный прохожий, который видел, как из собора вышел человек и нес что-то под мышкой.  Но незнакомец направлялся к дому епископа, и тот решил, что это один из священнослужителей.

Криминалисты пришли к выводу, что вор и его сообщник (или сообщники) проник в собор, открыв три дверных замка отмычкой. Сигнализации в соборе не было. Как минимум, один из грабителей был хорошо знаком с конструкцией алтаря, ведь украденная створка была высотой около полутора метров, и в одиночку вынуть ее из рамы было невозможно. Таким образом, один из преступников должен был залезть наверх, а второй помогает ему снять створку. Проделать все это нужно было в темноте.

Пару недель спустя 1 мая 1934 года епископ Гента получил первое письмо о выкупе створок (всего писем будет тринадцать). Автор, который подписался буквами D.U.A., предлагал вернуть украденное в обмен на миллион франков. Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, с третьим письмом вор прислал епископу багажную квитанцию камеры хранения Северного вокзала в Брюсселе, где чуть позже был найден "Иоанн Креститель", створку же с изображением "Праведных судей" ищут до сих пор.

25 ноября того же года житель Гента биржевой маклер Арсен Годетьер исповедовался перед смертью и признался в том, что украл створку, но сообщить, где спрятал ее, не успел или не захотел. В его доме была найдена переписка таинственного D.U.A. и епископа, однако обнаружить пропавшую часть створки ни в доме, ни в саду не удалось.

После Второй мировой войны чуть не пропал и весь алтарь. Бельгийские фашисты хотели подарить его Гитлеру и даже вывезли его из страны. В конце войны фашисты попытались спрятать награбленные ими сокровища (в их числе был и Гентский алтарь) в заброшенных шахтах под Зальцбургом. Но союзникам удалось найти шахты и то, что было в них спрятано, и 1945 году алтарь вернулся в Бельгию, а фрагмент с изображением "Праведных судей" был заменен копией.

 

№ 3. Давайте сделаем это по-быстрому

Стоимость украденного: около 8 миллионов долларов

Статус: преступники были арестованы, картины до сих пор в розыске

Утром 7 декабря 2002 года двое мужчин, используя оставленную рабочими лестницу, забрались на крышу музея Винсента Ван Гога в Амстердаме, разбили окно на втором этаже здания, используя плотную ткань, чтобы защитить руки, и проникли внутрь. Сработала сигнализация, но пока сотрудники охраны и полиция смогли добраться до зала, где происходило ограбление, преступники успели улизнуть. 

Грабителям хватило всего несколько минут, чтобы украсть две картины Ван Гога - "Вид на море у Свехенинге" и "Прихожане, выходящие из церкви в Ньюнене" общей стоимостью около 8 миллионов долларов - спуститься по веревочной лестнице и сбежать. Тем не менее, их успели засечь камеры видеонаблюдения, также на месте преступления были найдены шапки грабителей, которые затем стали важной уликой при их аресте.

Одним из мужчин оказался известный международный вор, специализирующийся на предметах искусства, Октав Дурхам (Octave Durham) по кличке "Обезьяна".  Его прозвали так за способности ускользать от полиции. Но в 2004-м Дурхам и его сообщник Хенк Бислейн были арестованы, первый - в Испании, второй – в Амстердаме.  Вина обоих была доказана на основании найденных улик (на оставленных в музее шапках были найдены частички их ДНК) и записей камер, и им был вынесен приговор. Дурхам получил 4,5 года тюрьмы, Бислейн – 4 года. На момент ареста обоим было по 31 году.

Несмотря на то, что преступники были задержаны, картины так и не нашли. Некоторые эксперты полагают, что воры были достаточно умны, чтобы воспользоваться уловкой в голландском законодательстве: согласно одному из устаревших законов, произведение искусства становится собственностью вора через 20 или 30 лет после совершения преступления, но только в том случае, если тот сможет доказать, что украл эту вещь. Для Дурхама и его сообщника это доказательство уже не проблема. Сейчас оба уже, видимо, на свободе, и если они действительно решили использовать уловку, о которой говорят эксперты, то обеспечили себе хорошую пенсию.

 

№ 4. Ограбление по-канадски

Стоимость украденного: около 2 миллионов долларов

Статус: преступники и картины в розыске

4 сентября 1972 года был ограблен Монреальский музей изобразительных искусств. Эта кража стала крупнейшей в истории Канады. 

Около двух часов дня трое вооруженных грабителей в масках при помощи лестницы, прислоненной к задней стене музея, забрались на крышу и оттуда через окно проникли в музей. Из-за ремонта окно было частично отключено от сигнализации. Связав охрану, всего за полчаса воры смогли вынести более 50 экспонатов, в числе которых 37 предметов декоративно-прикладного искусства и драгоценностей и 18 картин общей стоимостью, по оценке на тот период, 2 миллиона долларов. В числе украденного были "Портрет генерала сэра Томаса Флэтчера" Гейнсборо, "Голова молодого человека" Рубенса, произведения Делакруа, Милле, Курбе, Яна Брейгеля Старшего, а также редкая работа Рембрандта "Пейзаж с коттеджем" (1654), который тогда оценивался более чем в миллион долларов.

"Улов" грабителей мог быть на порядок больше: они были вынуждены бежать после того, как задели сигнализацию на одной из дверей, по дороге бросив более 20 картин, среди которых были работы Эль Греко, Пикассо и Тинторетто.

К розыску преступников и экспонатов немедленно подключились полиция и Интерпол, но вернуть большую часть похищенного так и не удалось. В музее были уверены, грабители пришли за конкретными экспонатами и знали что брать.  Эта версия нашла свое подтверждение, когда грабители затребовали выкуп.

Первое требование о выкупе директор музея - в то время им был Дэвид Жиль Картер -получил спустя несколько дней после ограбления. Ему позвонил человек с "гнусавым голосом", как описывал его сам директор, и велел послать кого-нибудь к телефонной будке неподалеку от университета Макгилла (прим. ред. – старейший университет Канады). Этим "кем-нибудь" стал руководитель службы безопасности музея Дональд П. Янгсон, который ответил на звонок и получил указание подобрать сигаретную пачку с земли рядом с  будкой. В пачке был кулон - один из украденных экспонатов.

После этого воры еще несколько раз связывались с музеем по почте и телефону и требовали выкуп: сначала 500 тысяч долларов, а затем снизили требования до 250 тысяч. 

Картер попросил еще одно подтверждение того, что грабители держат у себя все экспонаты. Так музей смог вернуть одну из пропавших картин – работу Яна Брейгеля Старшего "Пейзаж с домами и повозкой".

Но когда переговоры были закончены и получена договоренность о передаче выкупа (его должен был отнести офицер полиции, прикинувшийся страховым агентом), воры заметили полицейскую машину и, испугавшись ловушки, прервали все контакты с музеем.

Позже Картер высказывал предположения, что экспонаты вообще, возможно, никогда не будут найдены, и даже предполагал "худший сценарий" - похитители могли избавиться от "слишком горячих" предметов и уничтожить их.

 

№ 5. "Мелкие" мошенники

Стоимость украденного: 1 миллион долларов

Статус: преступники и их добыча до сих пор в розыске

В июле 2002 года Национальный Музей Искусств Парагвая устраивал самую ценную художественную выставку в своей истории, и  упустить такой шанс воры не смогли. Действовать они решили как в фильме Вуди Аллена "Мелкие мошенники", герои которого копали подземный тоннель, чтобы ограбить банк, но потом забросили эту авантюру ради организованной для прикрытия булочной, которая стала приносить доход. В реальной жизни все оказалось совсем наоборот.

Ограбление музея в Асунсьоне планировалось месяцами. Преступники арендовали магазин неподалеку от музея (расстояние около 25 метров), прорыли оборудованный, укрепленный деревянными балками туннель и даже провели туда освещение.  После закрытия музея ,30 июля 2002 года, они незаметно вошли в музей и вышли из него уже с пятью картинами стоимостью более миллиона долларов. 

В числе украденного "Автопортрет" Тинторетто, "Дева Мария и Иисус" Эстебана Мурильо, "Пейзаж" Гюстава Кубе, "Голова женщины" Адольфа Пио и картина неизвестного итальянского автора "Святой Иероним".

В ходе расследования выяснилось, что, для того чтобы прокопать этот туннель, организаторам пришлось нанимать людей, а вся работа, по всей вероятности, заняла около двух месяцев. Следствием был даже найден некий свидетель, но пока поиски картин, по всей видимости, безрезультатны.

Иногда они все-таки возвращаются

Но не всегда грабителям так везет. Буквально на прошлой неделе из отеля Ritz-Carlton в Южной Калифорнии был украден рисунок Рембрандта ван Рейна "Приговор" стоимостью четверть миллиона долларов. Через пару дней рисунок был найден

Самой похищаемой в истории картиной (согласно Книге Рекордов Гиннеса) считается другая работа Рембрандта  - "Портрет Якоба де Гейна III". Написанная в 1632-м году небольшая картина даже приобрела прозвище "Рембрандт на вынос". Начиная с 1966 года ее крали четыре раза, и всякий раз она "мистическим" образом возвращалась  к владельцам, причем не всегда обычным способом. Ее находили в камере хранения на вокзале в Мюнстере, в руках похитителей при аресте, на багажнике велосипеда и даже на кладбище. Сейчас портрет хранится в Картинной галерее Далвича.

Один из самых дорогих художников ХХ века и, по совместительству, любимая жертва "арт-неппинга" - Пабло Пикассо. В 2004 году его "Мальчик с трубкой" был продан за 104 миллиона долларов, а "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" в 2010 году за 106 миллионов. Крадут Пикассо с таким же удовольствием, что и покупают. Крупнейшая кража его работ произошла в январе 1976 года в Авиньоне, когда с выставки в Папском дворце пропало 118 картин художника. Все они были найдены в октябре того же года. А вот "Портрету Доры Маар" его же кисти не так повезло. Оцененная в 6 миллионов долларов картина была похищена в 1999 году с борта яхты "Коралловый остров" и до сих пор в розыске.

Кино идеализировало воров и, в определенной мере, романтизировало саму "профессию" похитителя произведений искусства, но и воры иногда совершают преступления, как в кино. Ограбление Национального музея Швеции в 2000 году было совершено с такими "спецэффектами", которым позавидовали бы и в Голливуде. Для отвлечения внимания городской полиции злоумышленники взорвали два автомобиля в разных концах города, чтобы полицейские наряды оказались как можно дальше от места ограбления. Вокруг музея были разбросаны шипы, проколовшие шины нескольких машин, что тоже, в свою очередь, отвлекло внимание от происходящего внутри. В это время один грабитель держал на мушке охрану, а двое других вырезали из рам "Автопортрет" Рембрандта и две работы Ренуара  - "Юная парижанка" и "Разговор с садовником", после чего похитители бежали на скоростной моторной лодке (музей находится на берегу реки). Позже все работы были найдены и возвращены в музей.

Так же спустя несколько лет были возвращены "Мадонна с веретеном" Леонардо да Винчи, украденная в 2009 году в Шотландии (чтобы украсть ее, воры просто прикинулись туристами, сняли картину и выбежали из музея) и две работы Эдварда Мунка, художника, который по частоте  "похищаемости" может соперничать с Пикассо. Знаменитые "Крик" и Мадонна", украденные в 2004-м в Осло, найдены четыре года спустя, к сожалению, не в лучшем состоянии.

Жертвами и "ворами" иногда становятся и знаменитости. Так, Лиз Тейлор некоторое время судилась с семьей, обвинявшей ее в том, что Ван Гог из ее коллекции был когда-то украден нацистами у прабабушки этой семьи. Стивен Спилберг сам пришел с "повинной" в ФБР, когда выяснил, что купленная им работа Норманна Рокуэлла была украдена в 1973 году из музея Миссури. ФБР позволило ему подержать работу некоторое время у себя, пока окончательно не будет подтвержден законный владелец. А семья баронета Альфреда Бейта (одного из владельцев алмазной фирмы "Де Бирс"), в чьей собственности находилась лучшая в мире частная коллекция живописи старых мастеров, четыре раза, с 1974 по 2002 годы,  становилась жертвой ограбления. Все украденные картины были возвращены хозяевам, а они, в свою очередь, передали большинство из них Национальному музею в Дублине.

Иногда украденные шедевры находят по частям. Так в 2006 году австрийской полиции удалось обнаружить съемную часть "Салиеры" - золотой солонки работы Бенвенуто Челлини (того самого, "чью" Венеру похищали герои Одри Хепберн и Питера О`Тула в знаменитй комедии "Как украсть миллион"). Эта работа Челлини, стоимостью около 60 миллионов долларов, была похищена 11 мая 2003 года из Венского музея истории искусства. Саму "Салиеру" полиция ищет до сих пор.

Подготовила Наталья Попова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала