МОСКВА, 19 авг - РИА Новости. Главными событиями уходящей недели стали авиасалон МАКС-2011 с его миллиардными контрактами, а также "газовый компромисс" между Россией и Белоруссией, в рамках которого Москва все же согласилась продавать Минску газ со скидкой и после 2011 года, хотя раньше подобных льгот не предполагалось.
Мировые рынки по-прежнему лихорадило на негативе из США и Европы: после недолгой коррекции в начале недели ближе к выходным индексы вновь ушли в глубокий минус.
Миллиардные сделки МАКС-2011
В работе юбилейного, десятого международного авиационно-космического салона МАКС-2011 в подмосковном Жуковском, официальная церемония открытия которого состоялась в среду с участием премьер-министра РФ Владимира Путина, участвуют 842 компании из 40 стран - на 15% больше, чем на прошлом авиасалоне в 2009 году.
Премьер понаблюдал за первым публичным полетом российского истребителя пятого поколения Т-50, который стал "гвоздем" нынешнего авиасалона. Т-50 - пока единственная боевая машина, полностью разработанная и созданная в постсоветские времена.
На авиасалоне был заключен ряд значимых сделок. В частности, корпорация "Иркут" и лизинговая компания "Ильюшин Финанс" подписали твердый контракт о поставке 28 ближне- и среднемагистральных самолетов МС-21, находящихся сейчас в разработке, плюс опцион на 22 машины. Каталожная цена контракта - 2,2 миллиарда долларов, срок поставок - 2017-2022 годы.
"Ростехнологии" договорились о поставке 50 самолетов МС-21 твердого заказа и 35 самолетов опционального заказа на 3,8 миллиарда долларов.
Посмотреть фотоленту: Российские и зарубежные новинки авиапрома в небе над Жуковским >>
"Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) подписали твердые контракты на поставку 22 самолетов Sukhoi Superjet 100, в том числе 10 приобретает "Газпром авиа". По итогам авиасалона ГСС планируют увеличить портфель заказов на SuperJet на 57 машин. "Вертолеты России" договорились о поставке 40 вертолетов Ми-171 авиакомпании "ЮТэйр" и 30 вертолетов Ми-8 АМТ "Газпром авиа".
Всего Объединенная авиастроительная корпорация, куда входят "Иркут" и ГСС, за первые три дня работы авиасалона заключила твердые контракты на поставку 124 гражданских самолетов на общую сумму 7,5 миллиарда долларов в каталожных ценах. Корпорация объявила, что ее выручка от продажи самолетов в 2011 году вырастет до 190 миллиардов рублей со 128 миллиардов рублей в прошлом году.
По предварительным прогнозам, общий объем контрактов МАКС-2011 может превысить 10 миллиардов долларов.
Авиасалон завершит работу в воскресенье.
Первым делом - самолеты, или Что надо увидеть на "МАКС" в этот уик-энд >>
Газовый компромисс
В понедельник российские власти объявили о достижении принципиального согласия по вопросу удешевления газа для Белоруссии с 2012 года. Действующий контракт с понижающим коэффициентом к цене истекает 31 декабря 2011 года, после чего предполагалось уравнять доходы от поставок газа в Белоруссию с европейскими. Таким образом, Минск добился от Москвы существенных уступок.
По словам Путина, уровень нового понижающего коэффициента предстоит определить в ходе переговоров на уровне компаний. В свою очередь, белорусский премьер Михаил Мясникович уточнил, что вопросы по закупкам энергоносителей на будущий год будут решены в течение месяца. Эксперты отмечают, что главное в этой ситуации - политический импульс, которые дала Россия на фоне интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП.
Кроме того, Россия констатировала, что дальнейшие переговоры по цене на газ для Белоруссии все же будут увязаны с вопросом приобретения "Газпромом" второй половины "Белтрансгаза". Ранее российский газовый холдинг выступал категорически против такой связки. Проект соглашения по "Белтрансгазу", по данным "Газпрома", находится в высокой степени готовности. По мнению экспертов, переговоры предстоят непростые - каждая из сторон будет стремиться получить наибольшую выгоду, и что в итоге будет поставлено на кон, остается только догадываться.
Кроме того, РФ прямо заявила Украине, добивающейся пересмотра действующих газовых соглашений, что этот вопрос может быть решен по белорусской модели. Ранее говорилось о возможности объединения "Газпрома" и "Нафтогаза Украины", однако в последнее время эта тема сошла на нет. Украинский премьер Николай Азаров, выдержав суточную паузу, заявил, что Киеву белорусский вариант газового сотрудничества с Россией не подходит.
Эксперты в связи с этим отмечают гораздо более сильную зависимость "Газпрома" от украинского транзита и объема отбора газа, и полагают, что в этой ситуации Киеву удастся договориться с Москвой на еще более мягких условиях, нежели Минску. Они не ожидают повторения газового кризиса образца 2009 года - компромисс будет достигнут спустя некоторое время, и он не будет увязан со сделками по приобретению каких-либо украинских активов.
Биржи: упали, не успев отжаться
В начале недели мировые торговые площадки приходили в себя после недавнего масштабного обвала. Драйверами роста стали позитивные корпоративные новости из Европы и ожидание встречи глав ФРГ и Франции для обсуждения путей выхода ряда стран еврозоны из долгового кризиса.
Встреча, однако, не оправдала надежд - Ангела Меркель и Николя Саркози объявили, что на рынок не будут выведены единые гособлигации 17 стран еврозоны, а Европейский фонд финансовой стабильности не будет увеличен. Они также обозначили возможность введения единого европейского налога на предприятия и создания единого экономического правительства еврозоны. На этом фоне евро, ранее дорожавший по отношению к доллару, вновь начал дешеветь.
Ближе к концу недели был обнародован блок негативной статистики по США, который вкупе с обеспокоенностью по поводу еврозоны дал толчок новому обвалу на биржах. В четверг мировые фондовые индексы потеряли в среднем 3-6%, цены на нефть рухнули также на 6%. Российский рынок акций до середины недели восстанавливался на фоне роста цен на нефть и внешнем позитиве, затем стал падать в рамках общего тренда.
Падение, правда, не столь значительное, продолжалось и в пятницу, при этом доллар по-прежнему дорожал к евро на стремлении инвесторов сохранить капиталы в период нестабильности на рынках. При этом на европейских биржах список аутсайдеров вместо банков возглавили мировые автомобильные концерны - спрос на автомобили в период любого кризиса резко падает.