Мне везет. Казалось бы – какие могут быть театральные события летом, когда все театры в отпусках? Но едва уезжаю из Москвы, рассчитывая отдохнуть, тут же случается что-то. В июне – Любимов объявил, что уходит, и вот – ушел из Театра на Таганке. Теперь вот – Стуруа, его уволили.
Стуруа можно сравнить с Любимовым: нынешний Театр имени Руставели весь, по кирпичикам, сложен при нем, это – его театр. И вот – его уволили. Сам режиссер, рассказывают те, кто смог до него дозвониться, посмеивается, вероятно, закуривая очередную сигарету, но – это ясно – история невеселая.
Стуруа – как Лир, вдруг лишившийся своего королевства, и тоже – на старости лет, родился он 31 июля 1938 года, следовательно, почти три недели назад ему исполнилось 73 года. "Лира" Стуруа ставил, и не раз, впервые – четверть века назад.
Политический подтекст увольнения тут же породил множество увлекательных и не менее политически обусловленных идей. Ну, конечно, Стуруа надо звать к нам, в Москву. Он же ставил в Театре Et Cetera, пусть и будет там главным режиссером. В Театре Et Cetera есть худрук Александр Калягин, есть генеральный продюсер Давид Смелянский, а главного режиссера до сих пор не было, как будто специально для Стуруа и берегли, не открывали вакансию.
Следом – еще более перспективная и творческая идея: надо звать его на Таганку. Там, правда, есть директор, народный артист России Валерий Золотухин, но он наверняка не будет против Стуруа.
Стуруа – режиссер мирового уровня, он сможет заменить Юрия Петровича Любимова.
Я с огромным уважением отношусь к Роберту Робертовичу Стуруа. С огромным. Его спектакли видел, многие люблю, готов повторить за Андреем Порватовым, заместителем руководителя московского Департамента культуры, которого цитируют информагентства: он говорит, что "Кавказский меловой круг" для него и сегодня – одно из самых сильных театральный впечатлений, вообще – в жизни.
"Брехтовским ключом" он потом открывал и драматургию Шатрова, и это были спектакли-события, – как их забыть? Забыть невозможно. Спектакли Стуруа помогали нам выдавливать из себя по капле раба, в соответствии с рецептом доктора Чехова.
Его спектакли в Театре имени Вахтангова, в том же Et Cetera, сатириконовский "Гамлет" с Константином Райкиным в заглавной роли – его запомнили как Гамлета, нюхавшего свои носки, но, конечно, спектакль был ценен не только этой сценой, которую запомнили и вспоминали все.
"Шейлок" Стуруа – по шекспировскому "Венецианскому купцу" – с Александром Калягиным в роли Шейлока по иронии судьбы как раз рассказывал о том, как непросто полюбить, понять другого, особенно если этот другой – еще и другой национальности и веры. Ведь, судя по официальным заявлениям грузинского министра культуры, Стуруа пострадал как раз за свой неполиткорректный комментарий, который касался, как легко догадаться, национальности президента Грузии Михаила Саакашвили.
Можно, конечно, сказать: "Это была шутка". Тем более все помнят похожую неудачную шутку Ларса фон Триера, дорого стоившую шутливому режиссеру. И сейчас, конечно, можно надеяться на неточность перевода, на то, что Стуруа был неверно понят, тем более – что его слова вольно интерпретировали. Слова – нехорошие, сами слова.
Говорят, Стуруа чувствовал, что этим все кончится. Ну, странно было бы не чувствовать, тем более он – режиссер, а режиссер по определению – стратег, следовательно, как шахматист, должен просчитывать несколько ходов вперед.
Если ты ставишь пьесу молодого драматурга Лаши Бугадзе про президента и его охранников, даже не комедию – памфлет, и на официальной премьере официальные лица (премьера Стуруа – по-прежнему мероприятие не только театральное, но также и светское, с известными лицами в партере) встают, не дожидаясь финала и покидают зал, если ты вслух осуждаешь президента страны, надо думать, что это закончится скорее всего увольнением.
Главный режиссер, худрук театра, можно сказать, первой сцены Грузии – фигура номенклатурная. Стуруа, который в Театре Руставели работает с 1962 года, с 1979 года – главный режиссер, а с 80-го – худрук, всего этого не мог не знать, советская власть была строга в формальностях. Знаток Шекспира, он хорошо знает, как мстительны бывают тираны, как никогда ничего не прощают.
Тем более – были "предупреждения". К слову, советская власть тоже никогда не лишала своих кумиров, тех, кто оступился по ошибке, возможности исправиться, вернуться на правильный путь. Некоторое время тому назад у Стуруа уволили директора. Принято считать, что Стуруа привык работать в соавторстве с художником Георгием Алекси-Месхишвили и композитором Гией Канчели, но в Театре Руставели таким же соавтором, соратником главного режиссера и худрука был его директор. Его уволили, предупредив тем самым Стуруа: возможно и такое решение вопроса.
Сегодня, когда печаль и даже шок в связи с увольнением Роберта Стуруа во всех комментариях естественно сопрягается с всегдашней и понятной российской неприязнью к нынешнему грузинскому президенту, можно вспомнить, что Стуруа не считал нужным осуждать Саакашвили за развязывание войны в Южной Осетии. Не надо упрощать ситуацию и объявлять замечательного, даже выдающегося режиссера последовательным борцом с президентом Саакашвили и, считая Стуруа оппонентом нынешнего грузинского президента, тут же называть его нашим другом и соратником.
В военных вопросах он как раз не считал нашу решимость и действия России оправданными. А так – конечно, друг, даже брат.
И вот теперь говорят – надо его в Россию. И даже варианты рассматривают. Есть даже в Москве театр, с которым режиссер говорит на одном языке, Et Cetera, и вряд ли они нашли друг друга в одночасье, обычно это – дело времени.
Даже не один такой театр, а два – в "Сатириконе" он успел поставить и "Гамлета", и потом еще "Сеньора Тодеро" Гольдони, а в театре Et Cetera, я знаю, на любую паузу Стуруа, на первую такую возможность, давно уже сверстаны планы и ждут его там с распростертыми объятиями.
Может, какое письмо режиссеру уже и отправили, я не знаю, но Сергей Худяков – а пока что именно он руководит столичным Департаментом культуры – не был в курсе каких-либо предложений, тем более переговоров, следовательно, трудно говорить о каком-либо официальном приглашении Стуруа и предложении ему какого-то конкретного места в конкретном театре.
Да и нужен ли нам такой Стуруа? Это вопрос.
P.S. Из Тбилиси знакомая написала – Стуруа приглашают в Королевский Шекспировский театр. Хороший вариант, кстати.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции