19 августа (6 августа по старому стилю) Православная церковь отмечает один из важнейших христианских праздников - Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа.
Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным православным праздникам), важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Праздник Преображения имеет один день предпразднества 18 августа (5 августа по старому стилю) и семь дней попразднства с 20-26 августа (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершается 26 (13 по старому стилю) августа.
Праздник установлен в память Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор, о чем рассказывают три евангелиста ‑ Матфей, Марк и Лука. Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения. Как описывают Евангелия, незадолго до своего распятия Иисус Христос, взяв с Собой трех учеников ‑ Петра и братьев Заведеевых, Иакова и Иоанна, и отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи.
Остановившись у горы Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи, Иисус стал молиться. Утомившиеся апостолы уснули, как сказано в Евангелии: "Петр же и бывшие с ним отягчены были сном". Проснувшись, они увидели, что Иисус Христос преобразился: Он стоял окруженный сиянием: лицо Его сияло как солнце, одежды сделались белее снега и блистали, как свет. Рядом с ним стояли два ветхозаветных пророка ‑ Моисей и Илия, которые беседовали с Господом о Его близком отшествии.
Далее Евангелие повествует о том, что беседующих осенило светлое облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте". Видение кончилось. Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте, не бойтесь". Ученики тогда встали и увидели Иисуса уже в обыкновенном виде.
Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Христос повелел никому не рассказывать о том, что они видели, ‑ до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых.
Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: "С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя". Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
Считается, что праздник Преображения напоминает людям о необходимости духовного преображения. Церковь учит, что Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Христос готовил учеников к своей смерти; они должны увидеть Его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освещать плоды восходит к VIII веку. В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки - самый распространенный плод на Руси.
Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.
В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради Праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.
Яблочный Спас упоминается еще и как "встреча осени", потому что приблизительно с этого дня в России становились холоднее вечера.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников