Татьяна Фирсова, Иван Захарченко
БЕРЛИН/НЬЮ-ЙОРК, 18 авг - РИА Новости. Августовский путч 1991 года сделал необратимым процесс распада СССР и помешал мирному переходному процессу в стране, считает бывший руководитель студии немецкого первого канала ARD в Москве, журналист из ФРГ Герд Руге.
Американские журналисты, в свою очередь, вспоминают о заговорщиках путча 20-летней давности как о "кучке неадекватных людей", пытавшихся сохранить свои привилегии и власть.
"Странная передача"
Самопровозглашенный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19 августа 1991 года предпринял попытку отстранения Михаила Горбачева с поста президента СССР.
В 06.00 по московскому времени по радио и телевидению было передано "заявление советского руководства", гласившее, что "в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей президента СССР" полномочия президента Советского союза, в соответствии со статьей 127.7 Конституции СССР, переходят вице-президенту Геннадию Янаеву, в отдельных частях страны на шесть месяцев вводится режим ЧП, а для управления страной образуется Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР).
"Лишь намного позже я понял, что эта неудавшаяся попытка путча сделала процесс распада Советского Союза необратимым и положила конец возможному переходному процессу к демократической империи", - сказал в интервью РИА Новости бывший руководитель студии немецкого первого канала ARD в Москве Герд Руге.
Действия ГКЧП сопровождались не только объявлением чрезвычайного положения, но и вводом войск в Москву. На улицы Москвы и Ленинграда вышли десятки тысяч людей с протестом против ГКЧП, который 22 августа потерпел поражение, а его члены были арестованы.
Сам Горбачев находился на президентской даче в Форосе. Как рассказал Руге, в ночь на 19 августа он сам вернулся в Москву из отпуска, который проводил на Кавказе.
"В начале седьмого утра позвонила коллега из бюро ARD, сообщив, что по телевизору идет странная передача. Потом я услышал многократно повторявшиеся объявления о том, что власть от Горбачева из-за его болезни передается вице-президенту Янаеву", - рассказал Руге.
Затем, продолжил он, по телевизору начали передавать сообщения ГКЧП о том, что страна стала неуправляемой, в ней царят голод, беззаконие и насилие. В перерывах между этими заявлениями телеканалы показывали балет "Лебединое озеро".
"Между тем нам звонили из немецких редакций с настойчивыми вопросами о целях пришедшего к власти комитета, о том, что он собирается делать, о том, будет ли "новое правительство" следовать советско-германским договорам о выводе войск и о том, что будет с Горбачевым. Мой стандартный ответ был следующим: этот комитет еще далеко не является правительством и неизвестно, действительно ли он взял власть в свои руки", - рассказал журналист.
Коллеги в Германии не верили этим ответам Руге, поскольку не могли себе представить, что комитет, состоящий из ведущих партийных функционеров, военных и представителей спецслужб не смог полностью захватить в стране власть.
На улицах Москвы в это время собирались люди, двигались бронетранспортеры, Борис Ельцин выступал с танка перед Белым домом.
"Даже это (выступление Ельцина) не удовлетворяло наши немецкие редакции, он жаждали получить от московских корреспондентов однозначную политическую оценку событий, а мы им все время в этом отказывали", - сказал Руге.
Лебединая песня
Вечером руководитель московского представительства ARD вместе с другими журналистами отправился в пресс-центр МИДа на Зубовском бульваре на пресс-конференцию ГКЧП.
"Она началась с опозданием. Представитель министерства иностранных дел открыл ее с чрезвычайной дипломатической сдержанностью, - вспоминает Руге. - Пять представителей комитета - Янаев, Бакланов, Пуго, Стародубцев и Тизяков - выглядели необычно несобранно".
Пока Янаев читал текст вчерашнего телевизионного заявления с небольшими изменениями, у него дрожали руки, отметил журналист.
"Советские коллеги-журналисты были настроены скептически и задали пару вопросов по существу - о преступности и экономике", - рассказал журналист.
По словам Руге, Янаев вконец запутал иностранных и русских репортеров, когда начал хвалить вклад Горбачева в демократические процессы в Советском Союзе. По словам Руге, руководитель ГКЧП заявил про Горбачева примерно следующее: сейчас он очень утомлен, но когда он отдохнет, он, надеюсь, вернется к своим обязанностям.
Как рассказал Руге, он полностью согласился со своим российским коллегой после окончания пресс-конференции в том, что события будут длиться недолго.
"У этих людей нет четкой линии и они даже не могут организовать себе поддержку собственных аппаратов", - процитировал Руге своего коллегу. - После этого странного выступления я тоже так подумал", - добавил он.
Американские журналисты, следившие за событиями в Москве, также вспоминают о заговорщиках как о "кучке неадекватных людей".
"Вид Янаева и других заговорщиков, путавшихся в словах на пресс-конференции, напомнили фразу из области американской политики о том, что партийная машина сама себя разрушает", - поделился воспоминаниями с РИА Новости журналист Френсис Клайнз (Francis Clines), 20 лет назад работавший в Москве корреспондентом The New York Times.
По его словам, на пресс-конференции путчистов было видно, как "кремлевские ретрограды пытались удержать свою власть и привилегии".
Немогучая кучка
После провала попытки переворота Янаев был отстранен от должностей, привлечен к уголовной ответственности и помещен в СИЗО "Матросская тишина". Он вышел оттуда лишь в 1994 году - после объявленной Госдумой амнистии. В сентябре 2010 года Янаев скончался.