Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Надо было дождаться очередного кризисного саммита Меркель-Саркози в Париже 16 августа, чтобы еще раз убедиться, кто в Еврозоне равнее равных. Канцлер Германии Ангела Меркель убедила президента Франции Николя Саркози снять с повестки дня вопрос о введении единого евробонда для всей зоны и вместо этого сосредоточиться на стратегических путях дальнейшей европейской интеграции. Прочим европейцам остается прислушаться.
Упражнение в "синхронном плавании"
Если коротко, Меркель и Саркози договорились начать работу по созданию так называемого "экономического правительства" Еврозоны, ввести налог на финансовые транзакции внутри нее и укрепить общую бюджетную дисциплину вплоть до внесения соответствующего пункта в конституции стран-членов. Германо-французский план принят в общих чертах, еще будет наполняться конкретикой, и еще должен быть обсужден всеми остальными членами еврозоны в сентябре. Но в ней, в зоне, обычно проходит то, чего хотят Берлин и Париж, причем именно в такой последовательности. И если они предлагают ввести в Еврозоне (а в перспективе речь идет и о всем ЕС) "синхронное плавание" в качестве обязательной финансовой и бюджетной дисциплины, то так оно и будет.
Вполне можно сказать, что долгосрочное стратегическое решение победило сиюминутные требования пребывающего в ажитации финансового рынка. А нордическая сдержанность и основательность – галльскую импульсивность.
За два дня до встречи банки (включая и финансовое сообщество США) и слабое евробольшинство ЕС так активно навязывали всем мысль о том, что только немедленное введение евробондов есть единственная панацея от всех долговых болезней еврозоны, что казалось: без договоренности по этим бондам встречу можно было бы считать провальной. Но тему евробондов оставили на потом. Пока занялись планами по строительству нового правительства.
Экономический кабинет в виде саммита глав государств и правительств евро-территорий, по замыслу, должен собираться раз в полгода под руководством единого премьера и координировать всю финансовую политику Еврозоны. На пост евро-премьера Меркель и Саркози уже предложили нынешнего президента ЕС Хермана Ван Ромпея. Более того, в планах – введение и отдельного министерства финансов еврозоны во главе с министром финансов.
Меркель, Саркози и дорога в ад, вымощенная евробондами
Надо сказать, что слухи о скором введении евробондов были несколько преувеличены. Ни Меркель, ни даже Саркози их немедленное появление не нужно. Даже политически опасно.
По идее сторонников общего долгового пула еврозоны (а выпуск еврооблигаций как раз и означает его создание), действовать система должна по принципу "один за всех – все за одного". Он прекрасно работал в романах Дюма. Но там все было о чести, отваге, дружбе и алмазных подвесках королевы. А когда фактически предлагают ради спасения евро разделить чужие долги на всех, и в случае необходимости платить по ним, – это нечто иное. Вряд ли такое может понравиться французам, которые в Европе славятся особой прижимистостью. Менее чем за год перед президентскими выборами во Франции (они будут в апреле-мае 2012-го) Саркози с такими рецептами лучше бы подождать.
У Меркель варианты еще хуже (она намерена снова попытаться стать канцлером на выборах 2013-го). Согласись она на евробонды – и тогда в Германии ей почти автоматически была бы обеспечена политическая кончина.
Подавляющее большинство немцев не хотят, чтобы их правительство тратило их деньги на выкуп долгов безалаберных греков, ирландцев, португальцев и, в перспективе, итальянцев, испанцев или даже французов.
Более того, Ангела Меркель может даже не дотянуть до конца срока. Немецкая Свободная демократическая партия (СвДП) – праволиберальный младший партнер правящей коалиции Меркель из ХДС/ХСС и СвДП – уже намекнула, что пересмотрят свое отношение к участию в коалиции, если Меркель согласится на евробонды. Это будет почти наверняка означать досрочные выборы, потому что ХДС/ХСС останутся тогда в Бундестаге меньшинстве.
Все долги в одном стакане – хорошо это или плохо?
На первый взгляд с евробондами все вполне логично и обосновано: если есть единая валюта и единый Европейский центральный банк, то выпуск евробондов, т.е. единых для всей зоны государственных долговых обязательств, гарантируемых всеми странами евровалютного пространства, напрашивается сам по себе.
Но это если взгляд не германский. Немцам не нравится, что на них взвалят ответственность за общие долги зоны.
Сторонники евробондов утверждают, эти единые для зоны долговые обязательства успокоят рынки, автоматически удешевят займы для еврогруппы и вообще помогут преодолеть кризис единой валюты.
Все вроде хорошо. Но вот ведущий германский институт экономических исследований Ifo подсчитал, что введение общих для всей зоны евробондов увеличит бремя долговых процентных выплат для Германии на 2,3% в год. Иными словами, Берлину придется ежегодно оплачивать проценты по долгам дополнительно на примерно €47 млрд. По чужим, заметьте, долгам.
Берлин не против евробондов как таковых, он против их введения сейчас при отсутствии единой финансовой политики, единого координирующего ее органа, единых норм финансовой дисциплины и отчетности. Это и подразумевает создание единого экономического правительства зоны евро. Но речь в этом случае пойдет об утрате странами зоны части финансового суверенитета, что не всем нравится.
А уж после создания правительства можно будет и вернуться к разговору о евробондах. Иного выхода нет. Потому как без них и единой финансовой политики и дальше будут постоянные кризисы и выкупы долгов и – прощай, евро.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции