В современном Китае проблема распространения и оборота наркотиков стоит очень остро. Вместе с расцветом экономики и притоком иностранных инвестиций КНР получила бурное развитие сети наркобизнеса.
Основными поставщиками наркотиков в страну являются так называемые регионы "Золотого полумесяца" и "Золотого треугольника". В первом случае наркотики поступают в Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) из Афганистана, Ирана и Пакистана. Во втором – через границы Юго-Западного Китая, где на стыке Лаоса, Бирмы и Таиланда находится один из крупнейших центров производства опиата и героина.
Появление и использование опийного мака в Китае отмечено в книгах по медицине, датируемых Х веком н. э. Долгое время опиум экспортировался в страну в основном из Индии, позже – из Португалии. Причем до второй половины ХVII в. опиум ввозился исключительно как лекарственное средство, в основном против дизентерии.
В XVII в. испанцы, торгуя на Филиппинах и в Южном Китае, завезли в эти страны табак. Тогда же голландцы ввели обычай добавлять в табак опиум. Голландцы считали это верным средством борьбы с малярией, китайцы же поняли его как способ опьянения. В стране развилось опиокурение, принявшее бедственный характер. В 1729 г. указом императора Юнг Чанга, а в 1800 г. – императора Киа Конга были запрещены продажа опия для курения и содержание курилен в Китае. Невзирая на законы, Англия и Голландия в погоне за прибылью продолжали контрабандный ввоз в Китай огромных количеств опиума. Попытка силой защитить страну от ввоза опиума привела к так называемым "опийным войнам" Китая с Англией (1840-1842), позже – с Францией (1839-1860). Поражение Китая в этих войнах привело к тому, что он вынужден был предоставить право ввоза опиума иностранным державам, после чего опиокурение приобрело в стране еще большие размеры.
Поражение Китая в войне с Японией в 1894-1895 гг., бывшее в значительной мере результатом опиомании среди солдат, заставило китайское правительство вновь повести борьбу с опиокурением. В 1906 г. Противоопийная комиссия поставила перед верховной властью Китая вопрос о реформе. Ввоз опия был прекращен, но это вызвало в свою очередь расцвет незаконного выращивания снотворного мака по всему Китаю. Быстрый рост и успешное культивирование мака в стране резко снизили его стоимость на внутреннем рынке, сделали его более доступным для беднейших слоев населения.
После образования в 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) народное правительство стало проводить решительную борьбу с наркотиками: был объявлен "Циркулярный приказ о строгом запрещении опиекурения", закрыты опиекурильни, перепаханы посевы мака, осуществлено принудительное лечение больных, произведены антинаркотические препараты.
Нынешние власти продолжают крайне жестко борьбу с наркотрафиком и оборотом наркотиков. Антинаркотическая политика осуществляется по взаимосвязанным направлениям, представляющим комплексную государственно общественную систему. В основу положено отстаивание решительной позиции запрета наркотиков.
Для совершенствования антинаркотической политики усилены институциональные формы. В 1990 г. образована Государственная комиссия по контролю над наркотиками в составе представителей министерств общественной безопасности и здравоохранения, таможенной службы, комитета по делам просвещения, канцелярии Госсовета, Верховного народного суда и Верховной прокуратуры, генерального штаба Народно-освободительной армии. В 1998 г. по решению Госсовета КНР были созданы Управление по борьбе с наркотиками при Министерстве общественной безопасности и Фонд борьбы с наркотиками для мобилизации общественных средств. Отряды Народной вооруженной милиции Китая, органы общественной безопасности, пограничной охраны, юстиции, таможни, контроля и управления медикаментами, промышленно-торгового административного управления также берут на себя соответствующую обязанность в борьбе с наркотиками. Министр общественной безопасности является главой Всекитайской комиссии по контролю над наркотиками.
Важнейшим направлением антинаркотической политики КНР являются решительное пресечение преступной деятельности, связанной с наркотиками, и постоянное усиление законодательства в области борьбы с наркотиками.
Согласно уголовному кодексу КНР, предусмотрено привлечение к уголовной ответственности любого, уличенного в контрабанде, сбыте, перевозке и производстве наркотиков, независимо от количества наркотиков. К лицам, уличенным в наркобизнесе, применяются экономические санкции, их имущество конфискуется или налагается штраф, то есть они лишаются незаконных доходов от наркобизнеса и экономически становятся неспособными к новым преступлениям. Кодексом предусмотрены более тяжкие меры наказания в отношении лиц, которым вменяются использование и подстрекательство несовершеннолетних к занятию контрабандой, сбытом, перевозкой и производством наркотиков, либо которые сбывают несовершеннолетним наркотики, прибегая к уловкам, подстрекательству или обману, а также в отношении рецидивистов-наркоманов, вновь вернувшихся к преступному промыслу. К особо опасным наркопреступникам применяется высшая мера наказания.
По данным Верховного народного суда КНР, китайская судебная система в 2009 году рассмотрела 51 тысяч дел, и в результате было осуждено 56 тысяч человек за владение и торговлю наркотиками. Это на 16,5 % больше, чем в 2008 году. Почти каждый третий преступник (17 462) был приговорен на срок от пяти лет и до смертной казни, это на 9 % больше, чем в 2008 году.
За последние два года в Китае за преступления, связанные с торговлей наркотиками, были казнены по меньшей мере пятеро иностранцев – четверо выходцев из Японии и один британец.
В 2009 г. в Китае было раскрыто 77 тысяч преступлений, связанных с наркотиками, задержана 91 тысяча подозреваемых, изъято 28,8 т различного рода наркотиков.
В 2009 г. китайские структуры общественной безопасности ликвидировали 391 завод и точку по производству наркотиков, что на 60,2 % больше, чем в 2008 г.
За весь 2009 г. правоохранительные органы Китая раскрыли в стране 1106 дел о наркобизнесе с участием иностранцев, было изъято 1,96 т наркотиков.
Важнейшее направление антинаркотической политики КНР – лечение и спасение наркоманов.
В Китае на июнь 2010 года было зарегистрировано 1,437 млн наркоманов. Около 1,05 млн зарегистрированных наркоманов употребляют такие наркотики, как опиум, морфий, героин и кокаин. На их долю приходится 72,7% общего количества имеющихся в стране наркоманов.
При лечение наркозависимых в КНР применяется комплексный подход, подразумевающий, с одной стороны, принудительное лечение в наркологических диспансерах, а с другой – оказание общественными структурами помощи желающим излечиться от вредного пристрастия.
Тех, кто, пройдя курс принудительного лечения, по выходе из диспансера опять взялся за потребление наркотиков, как правило, отправляют в исправительно-трудовые учреждения, подведомственные правоисполнительным структурам, где, наряду с участием в труде, наркоманов-рецидивистов лечат в принудительном порядке. В отношении тех наркозависимых, которым в силу каких то причин противопоказано пребывание в наркологических диспансерах, прибегают к лечению в домашних условиях под опекой родных и под надзором местного отделения милиции, причем устанавливается срок, в течение которого наркопотребитель должен излечиться. Помимо этого, в некоторых районах медицинские учреждения создали специальные курсы, на которые принимаются лица, добровольно желающие излечиться от пристрастия к наркотикам. В некоторых районах общественные организации берут шефство и помогают наркозависимым отказаться от наркотиков.
Особое место в антинаркотической политике Китая занимает воспитательно-пропагандистская работа с населением. В этой работе участвуют администрации всех уровней. Они разрабатывают годовые планы пропагандистско-воспитательных мероприятий, ставя целью профилактику и бойкот наркотиков. Органы пропаганды, культуры, радио и телевещания, а также пресса в широком масштабе ведут пропаганду, используя доступные, популярные формы.