Чтобы точно определить свою позицию с помощью спутников, надо видеть их над головой, как минимум, четыре штуки. Ну, то есть, не самому видеть, а прибор их должен видеть. Навигатор. Три спутника определяют координаты по трем измерениям – широта, долгота, высота над уровнем моря. Четвертый необходим для синхронизации сигналов каждого из спутников. По трем и даже двум спутникам местоположение определить тоже можно, но куда менее точно, и без высоты – это так называемый 2D (в отличие от 3D) режим.
Перед поездкой в отпуск, в Крым, получил на тест навигатор LEXAND: SG-555, – едва ли не первый на нашем рынке, видящий не только GPS, но и ГЛОНАСС спутники . А установленный там Навител показывал в правом верхнем уголке дисплея, сколько каких спутников видит: циферки рядом с флажками. Звездно-полосатым и трехцветным.
В Москве я еще видел время от времени четыре, даже пять спутников ГЛОНАСС, дальше, почти что вплоть до Белгорода, их было от одного до трех. Причем, и один, и два сопровождали меня долгие десятки километров. Я, конечно, с пути не сбился, и не только потому, что ехал по знакомой трасе, – просто меня сопровождали еще и спутники GPS, американские, – и их я ни разу не увидел меньше пяти, а чаще всего их было 10-11. Наиболее часто я видел на экране соотношения 2:10 или 1:11.
Но вернемся к навигатору. Пятидюймовый (в общем, очень хороший размер для навигатора), в частично металлическом корпусе, что очень приятно на вид и на ощупь. С матовым экраном (то есть – не будет в пути бликовать), увы – резистивным и ужасно бледным. Чуть солнышко – слепнет напрочь! И мы так уже в последнее время привыкли к емкостным, что тупость резистивных раздражает. Порой даже приходится поневоле пользоваться приложенным телескопическим стилусом.
В общем, из сравнительно заметных новинок в нем – одна: упомянутая выше поддержка одновременно GPS и ГЛОНАСС. На которую производитель особо обращает внимание покупателя, выведя две эти аббревиатуры (через слэш) четким и крупным черным шрифтом в левом верхнем углу рамки.
Спутниковое геопозиционирование я считаю одним из трех главных технологических достижений прошлого века – наряду с компьютерами (Интернетом) и мобильной связью. Так что еще одна система – это отлично. Особенно, если она работает. Я даже готов не брать в расчет очень, по моему мнению, маловероятный случай отключения (или даже намеренного "затупления") GPS, – просто само по себе наличие еще одной сложнейшей системы, альтернативной GPS, есть безусловное благо. А вот как она сегодня реально работает – это мне как раз и представился случай проверить. Жаль, нельзя было – ну, для чистоты эксперимента, – отключать возможность приема сигнала GPS.
Для сравнения у меня с собой было еще парочка навигаторов ровно с тем же Навителом, что на "двойном" Lexand’е, но, из-за неотключаемости GPS, смысла в них было чуть.
Внутри Lexand’а, кроме двух навигационных программ и уже стандартного набора мультимедиа (музыка, кино, фотки, игры), – отдельная информационная программа ГЛОНАСС/GPS, которая демонстрирует, сколько навигатор видит в настоящий момент спутников той и иной системы: вещь эффектная, но лишняя в контексте навителовских значков. У меня дома, на балконе, GPS’ных оказалось шесть-семь (число видимых прибором спутников слегка гуляет), ГЛОНАССных – четыре-пять. GPS’ные спутники появились на экране на минуту-другую раньше ГЛОНАССных.
Перед выездом – осмотр матчасти и первоначальная настройка. Отдельное мое внимание привлекла очень солидная кнопка RESET сзади на корпусе: и впрямь, без нее выводить LEXAND из сна мне не удавалось практически никогда (напомню про отсутствие такой кнопки, как и возможности отключить батарею, вообще у Flyer’а: он пару раз у меня зависал и всегда отвисал хотя спустя минуты, – но самостоятельно).
Две упомянутые навигационные программы – это Навител Навигатор и Прогород. В Прогороде – только Россия, и Нехотеевки, последней русской деревни перед границей с Украиной, там, где я обычно ее пересекаю, – попросту нет. Так что Прогород я отставил на этот раз в сторону и сосредоточился на Навителе.
Там оказалось две проблемы. Первая: карта Украины у Навитела слабенькая, не ищет почти никаких населенных пунктов. По крайней мере, Старого Крыма, – места моего назначения, – Навител по названию у себя в базе не обнаружил, – пришлось отыскивать его непосредственно на карте и ставить флажок. "Да, – сказали мне в Навителе. – Есть такой баг. Но сейчас как раз мы Украиной и занимаемся, – вот-вот выйдет новая версия." Мне ее – почти готовенькую, – даже прислали, – но установить ее ни на Desire, ни на Flyer не получилось: в ее присутствии карты отказались индексироваться. Вообще все. Я рассказал в Навителе, они приняли к сведенью и ищут баг, – но в путь я отправляюсь все-таки – поневоле – со старой. К тому же в Навителе мне сказали, что вряд ли новая карта Украины легко встанет на LEXAND.
Вторая проблема: чтобы карты Навитела принадлежали к одному атласу, их файлы должны быть в одной директории. Так вот: Россия с Украиной на вставленную в LEXAND SD-карточку обе не входят. Приходится разносить их между внутренней памятью и внешней. И – создавать два разных атласа: с Россией и с Украиной и Белоруссией. Переключаться между ними не особенно сложно (хотя раздражает), – но вот прямой маршрут между разными странами проложить попросту невозможно.
Еще одна деталь, ставшая видимой уже в пути. Едва мы пересекли украинскую границу и я, перейдя в украинский атлас, выставил по точке на карте маршрут, выяснилось странное, на примерно двести километров, несовпадение оставшегося пути – для Навитела он почему-то оказался заметно короче по сравнению с тем, что показывал испытанный iGO (он работал на коммуникаторе параллельно с LEXAND). По мере продвижения к цели разница сокращалась, медленно и постепенно, и уже в десяти километрах от точки назначения ушла в нуль. Странность, объяснения которой я так и не нашел. Но это, как говаривал мой старый автомеханик, – "на скорость не влияет".
Итак, вернемся к счету спутников по пути в Крым. Где-то в районе Подольска и едва ли не до самого Белгорода, ГЛОНАСС устойчиво находился в "зоне 2D", а то и несуществующей в природе "1 D" – то есть видимости единственного спутника, с помощью которого положения не определишь вообще. И только на Украине "русское" число вышло в зону"3D" (от четырех и чуть больше, изредка даже до шести! Однажды, ненадолго, счет даже сравнялся, но я не заметил ни мгновения, где бы он стал в пользу ГЛОНАСС). Это меня несколько удивило, поскольку я слышал, что чем севернее, тем ГЛОНАСС работает лучше и порою даже превосходит GPS. Но ведь и Курск, и Тула все-таки севернее Симферополя…
Вывод же я сделал такой: на заметной территории России, при – а вдруг?! – отключении GPS, – ГЛОНАСС помощник никакой. Или кое-какой. И дело, конечно, не в самой ГЛОНАСС, не в отечественном системе спутниковой навигации, а, как чаще всего у нас бывает, – в реализации. Например, в той самой парочке утопленных спутников и/или кое в чем еще из этой же оперы. Хотя, будучи в этом деле совершенным профаном, готов допустить, что военные геопозиционные приемники намного чутче бытовых, так что там, где я упорно видел один-два спутника, военный водитель видел бы четыре, а то и пять.
Но в любом случае при таком сегодняшнем положении дел, я никак не стал бы устанавливать всякие там таможенные льготы для ГЛОНАСС и рогатки – для GPS. Ну, пока все это спутниковое дело не выйдет на запланированную мощность.
Я бы, впрочем, не стал этих льгот и рогаток устанавливать вообще: достаточно, чтобы покупатель ощутил выгоду двухстандартности (пока не воображу какую, – исключая крайний Север), а доплата за нее стала бы разумной.
Сам бы, хоть так и не понял, зачем бы он мне реально понадобился, с удовольствием доплатил за ГЛОНАСС долларов 20-30. Ну – 50. Точка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции