Новые образовательные стандарты предъявляют новые требования к школьным учебникам. Как обстоят дела с их экспертизой, в интервью РИА Новости рассказал ученый секретарь Комиссии по анализу и экспертизе учебной литературы Российской академии наук Сергей Сидоренко.
- Сергей Викторович, экспертиза школьных учебников проводится Российской академией наук (РАН) и Российской академией образования (РАО) уже несколько лет. Чем руководствуются академики, одобряя или не одобряя учебники? Существуют ли понятные для общественности критерии экспертизы?
- РАН оценивает соответствие учебника современным научным представлениям, РАО – то, как написан учебник, подачу материла, особенности его восприятия детьми определенного возраста. Работа коллег из РАО не менее важна: случается - и наши эксперты говорят, - при всех достоинствах учебник бывает написан таким языком, что и студентам его будет сложно читать.
В РАН при оценке учебника используется экспертная анкета с набором критериев. Так, эксперт должен указать, представлена ли в содержании учебника система основных понятий, относящихся к данной области знания, представлены ли наиболее актуальные знания по учебному предмету, ключевые теории, идеи, понятия, факты - и все это с учетом ступени обучения.
Поскольку новые стандарты обращены не к содержанию образования, но к результатам освоения основной образовательной программы, эксперт отмечает, достаточный ли объем научных знаний представлен в учебнике для достижения этих результатов.
Естественно, мы выявляем также фактические ошибки и несоответствия.
Что касается РАО, то там, насколько мне известно, экспертная анкета разработана, но пока не утверждена, критерии согласовываются.
На мой взгляд, наличие критериев при экспертизе необходимо. Все-таки это не личное мнение автора, не рецензия.
- Считается, что в РАО экспертизу удачно проходят практически все учебники, а в РАН – наоборот, ее пройти очень сложно.
- Некоторые учебники у нас проходили экспертизу по нескольку раз. Например, академик Виктор Васильев, руководитель секции по математике, отказывался читать учебник дальше после того, как находил в нем 100 ошибок. И если раньше мы могли вернуть учебник на доработку, то теперь экспертиза проводится только один раз. Даже если будут найдены небольшие ошибки – издательство или другой заказчик могут подать учебник на экспертизу только на следующий год.
- И все-таки почему в учебниках встречаются ошибки? Ваши эксперты что-то недоглядели, или это вина издателей?
- За последние пять лет я припоминаю один случай, когда в учебнике по математике вместо 1,88 "прошла" цифра 1,89. Это, пожалуй, единственная ошибка, допущенная по нашей вине.
В остальных случаях – их немного, два-три обращения в год – выясняется: наши эксперты находили ошибки в учебниках, но в издательстве данные замечания не учли.
Был один серьезный случай, когда после нашей экспертизы в администрацию президента пришло письмо от человека, который нашел в одном из действующих учебников 14 ошибок. Оказалось, мы действительно проводили экспертизу этого учебника – и нашли в нем не 14, а 16 ошибок, о чем сообщили издательству, однако наши замечания по каким-то причинам прошли незамеченными. Ведь мы проводим экспертизу не готовой книги, а оригинал-макета.
Я, кстати, неоднократно предлагал проводить мониторинг уже изданных учебников и недавно на совещании в Минобрнауки попросил издателей присылать в Академию наук по одному экземпляру каждого изданного учебника – в библиотеку, для коллекции.
- Среди тех, кто участвует в экспертизе, есть авторы учебников – во всяком случае, в РАО это обычная практика, и там считают, что именно такие эксперты наиболее эффективны. Как обстоят дела в РАН?
- Я не вижу в этом серьезной проблемы, но мы все-таки считаем необходимым не допустить конфликт интересов. Включение авторов учебников в нашу комиссию – редчайшие случаи, и их учебники просто передаются на экспертизу в другие институты.
- Как вы в целом оцениваете качество современных школьных учебников?
- Вообще мне сложно говорить о качестве – ведь мы, по сути, занимаемся научным редактированием. Но судите сами: раньше в прессе было много публикаций, посвященных этой теме, были скандалы, звучали нарекания со стороны родителей и учителей – по всей видимости, в погоне за количеством учебников страдало качество экспертизы. Сейчас во всех издательствах учебной литературы есть научные редакции, и такого количества нареканий нет.
Несколько лет назад газета "Комсомольская правда" объявила конкурс "Помоги академикам". Журналисты предложили читателям поискать ошибки в учебниках, и обещали ноутбук тому, кто найдет больше всех. Насколько мне известно, ноутбук так и остался в редакции.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости