С.-ПЕТЕРБУРГ, 12 авг - РИА Новости. Премьер-министр России Владимир Путин открыл в пятницу комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга, который обезопасит город от разрушительных наводнений и, после 30 лет строительства, замкнет периметр Петербуржской кольцевой автодороги.
Открытие комплекса - самого крупного гидротехнического сооружения в России - Путин назвал "историческим событием". Он напомнил, что строительство началось в 1979 году и велось "ни шатко, ни валко". Построенный комплекс обезопасит Петербург от разрушительных наводнений и, после 30 лет строительства, замкнет периметр Петербургской кольцевой автодороги.
Премьер рассказал, что когда он посетил стройку в 2005 году, то сомневался, можно ли вообще достроить этот комплекс, однако в 2006 году строительство возобновилось. "В результате город получил не только защиту, но и улучшение экологической ситуации", - сказал глава правительства, имея в виду, что по дамбе замкнется кольцевая автодорога Санкт-Петербурга.
Путину показали центр управления комплексом, в котором диспетчеры наблюдают за работой системы. За экологическим состоянием вокруг КЗС призваны следить более 30 очистных систем: ни одна капля воды с крыш сооружений, дорог и других объектов КЗС не попадает в воды залива. В итоге в 2011 году вода в заливе перестала цвести, и петербуржцы предпочитают теперь купаться в морской воде, а не в бассейнах.
Глава правительства поднялся на смотровую площадку, где ему продемонстрировали работу затворных механизмов. Только один затвор весит 3 тысячи тонн, а вместе с рамой и шарниром общий вес этого узла достигает 5 тысяч тонн. Основное предназначение затворов на дамбе - предотвращать наводнения: смыкаясь, они перекрывают доступ воды к городу.
"Достойно Петербурга. Грандиозное сооружение. Есть в этом технологическая красота", - прокомментировал премьер.
В завершение премьер-министра попросили сфотографироваться на память с участниками проекта, а также сопровождавшими его вице-премьером Дмитрием Козаком, губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и главой Минрегионразвития Виктором Басаргиным. Как объяснил сам Басаргин, эту фотографию добавят в альбом, посвященный КЗС, чтобы "знать, с чего все начиналось".
"С чего начиналось, только я знаю", - сказал с улыбкой Путин.
Комплекс, протянувшийся на 25 километров по акватории Финского залива, состоит из 11 каменно-землянных дамб, двух судопропускных и шести водопропускных сооружений, шестиполосной автомобильной дороги, пущенной по гребню дамб и подводному тоннелю. Все основные работы по сооружению КЗС были выполнены отечественными специалистами на российских мощностях.
КЗС рассчитан на то, чтобы обеспечить защиту жителей Санкт-Петербурга, стратегических объектов и инфраструктуры города от подъема воды до пяти метров. Подобные события в последние годы заметно участились: 25% всех невских наводнений за более чем 300-летнюю историю наблюдений пришлись на последние 15 лет. При этом многократно возросла частота зимних наводнений, крайне редких в предыдущие три века. По статистике в Петербурге происходит, в среднем, до 100 подъемов воды в год, из них от одного до десяти - с подтоплением территорий города. По расчетам городских властей, ущерб от таких наводнений может составлять от 3 до 50 миллиардов рублей.
В октябре 2010 года КЗС уже помог предотвратить наводнение с подъемом воды на 180 сантиметров. После закрытия всех затворов комплекса уровень воды в Санкт-Петербурге повысился лишь на 20 сантиметров.
Помимо своего основного предназначения - защиты города от наводнений, комплекс также замыкает периметр Кольцевой автодороги, существенно улучшая транспортную обстановку в Санкт-Петербурге. Расчетная интенсивность движения автомобилей составляет до 30 тысяч единиц в сутки.
Проходящий по дамбам КЗС участок Кольцевой автодороги соединяет между собой северную и южную части Санкт-Петербурга, а также остров Котлин, он же обеспечивает наземную автомобильную связь с материком города Кронштадта.
Строительство КЗС началось в 1979 году. В 1995, когда было выполнено около 70% работ, стройка была приостановлена и возобновилась спустя десятилетия - после принятия соответствующей федеральной программы с финансированием в 109 миллиардов рублей.
Подсчитано, что в сооружение комплекса за время строительства было уложено более 42 миллионов кубометров инертных материалов, 2 миллионов кубометров железобетона, 100 тысяч тонн металлоконструкций и оборудования. В проектировании и строительстве комплекса участвовали более 100 научно-исследовательских и проектных институтов, строительных и монтажных организаций, поставщиков материалов и оборудования.