Дмитрий Бабич
Ситуация, возникшая в российско-украинских отношениях после саммита президентов Медведева и Януковича в Сочи, напоминает известный театральный прием – умышленно затянутую паузу. Двое встретились, сказали, что надо бы решить проблемы, проговорили несколько часов и – замолчали. Не было ни подходов к прессе, ни заявлений пресс-служб.
Конечно, такое молчание лучше, чем заочный обмен обвинениями и отказ в любом общении, как это было во время президентства Виктора Ющенко. Но нынешняя тишина больше напоминает затишье перед бурей, чем летнюю безветренную нирвану. Новая война слов, а может быть и газовых кранов может разразиться в ближайшие месяцы.
Экономические корни противоречий Москвы и Киева известны. Януковича не устраивает цена на российский газ, которая до конца года по подписанному в 2009 году Путиным и Тимошенко контракту может достигнуть 400 долларов за тысячу кубометров. Он просит Москву снизить цену по-хорошему, намекая, что в противном случае оспорит законность контракта в суде. Напомним, что в Киеве экс-премьера Тимошенко судят как раз за якобы имевшее место превышение ею своих полномочий при подписании контракта. Ну, а российский премьер Путин еще более месяца назад сказал, что Россия снижать цену за просто так не намерена. Взамен за скидку Путин предложил Украине вступить в Таможенный союз.
При наличии политической воли все эти противоречия можно разрешить. Но воли нет, как нет и доверия лидеров Украины и России друг к другу. Киев не хочет вступать в Таможенный союз, потому что боится его наднациональных органов, которые он заранее подозревает в защите только российских интересов. Россия раздражается из-за совместных американо-украинских учений в Черном море, потому что по-прежнему подозревает украинскую элиту в желании вступить в НАТО. Обе стороны стараются сохранить все козыри на случай нового конфликта. Россия не торопится сбрасывать цены на газ, а Украина не торопится идти на подвижки в вопросах русского языка на своей территории, создания совместных предприятий в газовой сфере и та далее.
Сейчас выбор не столько за российским руководством, сколько за Киевом. К решениям его толкают не только с востока, но и с запада. Ведь повышение цены газа для населения диктуется не только контрактом Путина-Тимошенко, но и Международным валютным фондом. МВФ сделал реальные цены на газ одним из условий предоставления Украине кредитов. Транши этих кредитов то и дело задерживаются.
В итоге перед Януковичем встает дилемма. Цены на газ будут повышаться неизбежно, а в следующем году на Украине выборы в парламент. На этих выборах возглавляемой Януковичем партии регионов нужна победа, абсолютное большинство – тогда Янукович становится хозяином страны. Второго такого шанса может не быть. Осталось решить один вопрос: на кого свалить перед выборами повышение коммунальных платежей – на МВФ или на Россию?
Если на МВФ, можно недосчитаться кредитов, и в условиях безденежья, наверное, придется идти к России до конца – со вступлением в Таможенный союз и другие постсоветские институты. Но такой вариант развития событий маловероятен, он противоречил бы всей внешнеполитической линии Украины последних 20 лет. Суть этой линии – в предпочтении Евросоюза России при периодических заверениях в дружбе в адрес Москвы. А значит, скорее всего, Янукович изберет перед выборами второй вариант – валить газовую проблему на Москву, скандалить с "Газпромом" из-за цен на кубометры и транзит и так далее. Вариант этот известен и много раз опробован и Кравчуком с Кучмой, и Ющенко, и Тимошенко. Потери от него колоссальны – и для российско-украинских отношений, и для всей Европы – кризис зимы 2009-го года это показал. Еще раз пройти через это не хочется. И вот Янукович с Медведевым молчат. А мы ждем – увы, скорее бури, чем медового месяца.