Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Пекин делает еще один шаг в космической гонке с Москвой и Вашингтоном. До конца августа на орбиту может быть запущен аппарат, которому в недалеком будущем суждено стать основой китайской орбитальной станции. Нацеливаясь на создание конкурента Международной космической станции, КНР намерена резко сократить отставание от мировых лидеров в области космонавтики.
На космодроме Цзюцюань в пустыне Гоби идет подготовка к запуску первого элемента будущей китайской орбитальной станции. Пекин, отправивший в космос своего первого космонавта (тайконавта) еще в октябре 2003 года, готовится сделать следующий шаг в освоении орбиты: развернуть над Землей постоянно действующий обитаемый форпост. Давно готовившийся старт китайской орбитальной станции был перенесен с зимы на вторую половину этого года и, похоже, если не возникнет крупных технических проблем, график будет выдержан. Не исключено, что станция отправится в полет уже до конца августа.
Логика идущих следом
Будущая китайская станция не ограничится "малыми формами". В последних продемонстрированных китайцами материалах представлена многомодульная станция, с крупным базовым отсеком (пока не очень понятной конструкции и характеристик) и несколькими стыковочными узлами. И она уже вполне похожа на небольшой "Мир" или МКС.
О создании на орбите постоянно действующей станции Пекин заговорил еще в 1992 году. Китайцы не стали изобретать велосипед. Долго и плотно изучая опыт коллег из СССР (а затем и России), китайские инженеры творчески переработали информацию по кораблям "Союз", и на рубеже столетий создали пилотируемый аппарат типа "Шеньчжоу", на котором в октябре 2003 года и отправился в космос первый "тайконавт" Ян Ливэй.
В разработке орбитальной станции Пекин пошел тем же эволюционным путем. Постепенно появились "концепты", иллюстрирующие внешний вид будущего "орбитального дома" и некоторые параметры его модулей.
Основа будущей станции (модуль "Тяньгун") не выглядит копией первых советских аппаратов типа "Салют", но определенное влияние заметно – не столько в конструкции, сколько в общей идеологии проекта. Восьмитонная станция "Тяньгун" появилась как развитие и укрупнение уже испытанного пилотируемого корабля "Шеньчжоу".
Отличие от ранних советских или американских орбитальных проектов состоит, прежде всего, в том, что Китай уже сейчас не ограничивается промежуточными архитектурами, подразумевавшими стыковку станционного модуля с одним-двумя пилотируемыми или беспилотными кораблями. Как мы уже отметили, конечный облик постоянной китайской станции, осторожно относимый в реализации на 2020 год, выглядит довольно причудливо, с большим количеством составных модулей, некоторые из которых еще не воплощены в металле.
Но на первом этапе сложных кружев на орбите плести не будут: задача состоит в том, чтобы в беспилотном режиме состыковать штатный корабль "Шеньчжоу-8" со станционным модулем "Тяньгун". А в 2012 году отправить и пилотируемые экспедиции на "Шеньчжоу-9" и "Шеньчжоу-10".
Чжан Цзяньци, в прошлом один руководителей китайской космической программы, указывал, что в данный момент Пекин руководствуется стратегией "трех шагов". Первый шаг – отправка человека в космос – выполнен. Второй – проведение многодневного полета для нескольких тайконавтов – будет осуществлен совместными экспедициями "Шеньчжоу" и "Тяньгуна" в 2012 году. Третьим шагом станет окончательное создание постоянно действующей орбитальной станции. После этого КНР во многом сравняется по достижениям с ведущими космическими державами.
Дорога на орбиту с китайской спецификой
Китай торит дорогу в космос сам. Это важная деталь национальной космической стратегии, и ее нужно понимать. Относится она уже не столько к космосу как таковому, сколько к области психологии элит и выбору приоритетов развития восточной державы.
Китайцы неоднократно отказывались от участия в проекте Международной космической станции, полагая, судя по всему, жизненно необходимым создать у себя полный цикл космических разработок, производства и собственно эксплуатации. При этом в полную автаркию Китай не впадал: члены отряда будущих "тайконавтов" еще с 90-х годов тренировались в Звездном городке, творчески перенимая российский опыт.
Довольно существенна была и роль в прогрессе китайской космической отрасли, которую сыграли консультации с отечественными инженерными специалистами. Причем эти контакты велись как совершенно официально, так порой и по всем правилам промышленного шпионажа.
Но, несмотря на то, что какие-то этапы развития национальной космической программы КНР могла бы отработать, включаясь в космическую жизнь других стран, этого, по-видимому, уже не произойдет. Амбиции Пекина плохо совместимы со вторыми ролями в чужих проектах.
Китаю важно самостоятельно пройти весь тот путь, который уже одолели Москва и Вашингтон: пилотируемые полеты, орбитальная станция, лунная экспедиция и, вероятно, создание многоразового космического корабля. Все это будет совершено самостоятельно, даже демонстративно в одиночку. Китай словно говорит окружающему миру: я должен сделать все то же, что и мировые лидеры, которых вы уже знаете.
Тому есть еще одно объяснение, одновременно делающее китайскую заявку потенциальной угрозой для нынешних космических лидеров.
Китай, страна с весьма специфической структурой экономики и централизованным государственным управлением, может (как когда-то Советский Союз) позволить себе перебросить "на космос" куда большую удельную долю национального дохода, чем ведущие конкуренты. Особенно – в нынешних условиях.
Шанс для тайконавтов
США переживают очередные экономические потрясения. Вашингтон стоит перед необходимостью по живому резать расходную часть бюджета. В Штатах уже сейчас раздаются тревожные голоса: одними из первых под удар "секвестра" могут попасть программы НАСА.
На ближайшие годы расходы НАСА ограничены в росте (что уже было воспринято как сокращение), а буквально недавно Комиссия по бюджетным ассигнованиям в рамках исполнения рекомендаций по сокращению дефицита рекомендовала сократить бюджет агентства на 8%.
Тут уже не до прорывных проектов вроде возвращения на Луну, о котором говорил еще Джордж Буш, или марсианской экспедиции, анонсированной Бараком Обамой. Уберечь бы и сохранить имеющееся хозяйство, которое после вывода из эксплуатации "шаттлов" оказалось в весьма сложном положении.
В ближайшие несколько лет американцы будут летать в космос только на российских "Союзах". И если экономическая ситуация по-прежнему будет оставаться нестабильной, говорить о крупных вложениях Вашингтона в космическую гонку с Китаем не приходится.
В России ситуация тоже не выглядит безоблачной. Крайне скромные финансовые возможности государства, увеличившиеся лишь в последние несколько лет, позволили в лучшем случае смазать и провернуть заржавевшие механизмы разработок и производств. С 2004 до 2010 года ассигнования Роскосмосу выросли приблизительно втрое, но даже после этого тогдашний руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов указывал, что это все равно в шесть раз меньше расходов НАСА.
Этим летом Россия стала единственным, кроме Китая, государством планеты, способным самостоятельно запускать людей в космос и, как следствие, эксклюзивным "транспортным подрядчиком" МКС. От этого, впрочем, не легче: отечественные космические проекты последних лет, подразумевающие обновление практически всех линеек используемой техники, пока еще весьма далеки от ввода в эксплуатацию.
Грузовая ракета-носитель "Ангара" остается долгостроем с бесконечной "константой": разработчики вот уже много лет говорят, что до запуска ракеты остается два года. Возможно, в 2012 году первый старт все-таки состоится.
Другой носитель – "Русь-М" с новым многоразовым кораблем ППТС (перспективной пилотируемой транспортной системой) – осторожно отодвинут в эксплуатационной готовности на 2018 год.
КНР сильно отстает в передовых технологиях, инфраструктуре и наработанном опыте космических полетов от России и США, но обладает прекрасными стартовыми возможностями для резкого сокращения этого разрыва в ближайшие 10-15 лет.
И одну из важнейших ролей в преодолении отставания сыграет станция "Тяньгун". Своего рода постоянно действующая орбитальная застава с поднятым красным флагом. А там, кто знает – может, и дорога до Луны тайконавтам покажется не такой далекой, как их нынешним коллегам из-за океана?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции