ВОРОНЕЖ, 10 авг - РИА Новости. Пенсионер из Воронежа Александр Березянский на своей "машине времени" помогает людям увидеть прошлое. Найти Березянского просто - достаточно написать в интернете его имя и фамилию, и поисковик предложит кучу ссылок на самые популярные ресурсы, где 64-летний воронежский пенсионер скрывается под ником schurik2. В гости на интернет-страницу Шурика Второго (или Шурика-два, или Шурика в квадрате, ибо Березянский - Александр Александрович) заходят люди из 80 с лишним стран мира - всей Европы, Азии, Африки, обеих Америк и Австралии. Однажды его страницу посмотрела тысяча человек, а вот буквально несколько дней назад - 600.
"Я тогда выложил свою новую работу", - говорит Шурик Второй.
Уже несколько лет он занимается проектом, который воронежцы назвали "Машиной времени". В своих работах с помощью нехитрых приемов - коллажа и наплыва - Березянский соединяет прошлое с настоящим.
От "железки" до компьютера
В 2006 году Березянский вышел на пенсию и сразу осуществил свою тогдашнюю мечту - купил компьютер, чтобы освоить специальные программы и заняться анимацией. Художнику, работавшему до 1982 года гравером и оформителем после 25 лет работы на "железке" (железной дороге) захотелось вернуться творчеством. Проводником и начальником поезда Березянский объездил весь СССР - от Бреста до Владивостока и от Мурманска до Батуми. А потом захотелось покорить новую "высоту" - рисование на компьютере. Сан Саныч брал в интернете картинки и просто приводил их в движение. Создал форум "Анимация друзей". А потом, оказавшись на родных воронежских интернет-просторах, наткнулся на архив фото старого Воронежа.
"Я смотрел, как люди брали современное фото и ставили рядом с ним старое, где запечатлено то же самое место. Мне показалось, что если одно фото наложить на другое, то это усилит восприятие", - рассказывает Березянский.
В интернете он уже видел такие работы питерского фотохудожника Сергея Ларенкова. Его стиль Сан Саныч и использовал в своём творчестве.
"Я нахожу старое фото, узнаю, что за место снято, еду туда, делаю несколько снимков и уже дома на компьютере нахожу ту точку, где стоял фотограф", - говорит он.
Одна из его первых работ - немецкая танкетка с фото июля 1942 года, когда немцы заняли правый берег Воронежа, у здания современного театра оперы и балета. Здание театра было и на военном фото, и оно помогло Сан Санычу в нынешнем пейзаже поставить танкетку на то самое место, где она и стояла почти 70 лет назад.
Вскоре Березянский в своих работах стал использовать и анимацию. Три секунды (или пять) старого фото, которое сменяется на такое же время современным.
"Иногда приходится ломать перспективу, чтобы точно было", - делится опытом Сан Саныч.
Начинал он с того, что снимал на пленочный "ФЭД". А потом друг из Ирландии подарил ему цифровик за 15 евро. С ним Березянский и ходит.
Эхо войны
"Сестер из города уже вывезли, а мама ушла перед самым носом у немцев. Еле успела", - вспоминает рассказ матери Березянский.
Несколько лет назад он с сестрой Ольгой шел на Коминтерновское кладбище - к родителям. Обратили внимание на заросшую могилу. Остановились, отломали ветки - там оказались похоронены две семьи, погибшие во время бомбардировки Воронежа в 1942 году - взрослые, дети... Березянский и его сестра с тех пор ухаживают и за этой могилой.
История одного снимка
Есть у Березянского снимок боев за Воронеж, где наши пулеметчики ведут огонь из окна одного из домов. Сан Саныч с другом нашли то здание - "профессорский дом" в районе аграрного университета. Но - из какой же квартиры стреляли?
"Спросил у проходившей мимо женщины. Она поглядела на снимок и сказала, что это могло быть в квартире, где живет известная воронежская художница Вознесенская. А оказалось, что это как раз из квартиры той (женщины), с которой мы говорили, пулеметчики стреляли. На старом снимке батарея видна, а женщина мне сказала, что эту батарею она за год до моего визита поменяла!" - рассказывает Сан Саныч.
Березянский из своих воронежских работ создал еще и несколько фильмов. О том, каким был город, и каким стал.
"Когда твои фильмы смотрит мой отец, он плачет", - написала ему в интернете одна девушка.
Простые мечты
"Меня часто спрашивают: почему я не могу организовать персональную выставку. А я не знаю что сказать. Вот недавно власти Воронежа подняли было этот вопрос, но дальше разговоров дело не пошло", - говорит Березянский.
А самому на пенсию в восемь тысяч рублей выставку не откроешь.
Да и были бы у Сан Саныча деньги - первое, что бы он купил - зеркальный цифровой фотоаппарат, хотя бы какой-нибудь полупрофессиональный.
"Выставка - это уже вторая мечта. Я хотел бы что-то после себя оставить. Хочется все-таки, чтобы люди узнали, что есть такой Александр Березянский, который очень любит свой родной Воронеж. Мои предки здесь еще в XIX веке поселились. Я смотрел как-то одну из старых фотографий Воронежа и на ней нашел отца", - Сан Саныч снимает очки и вытирает глаза.
И третья мечта Шурика - ноутбук.
Если бы у него была возможность по-настоящему вернуться в прошлое, то Березянский отправился бы с сестрой Ольгой в 50-е, когда они были маленькими, а родители - молодыми.
"Но как подумаешь, что придется им рассказать о том, что нет СССР, что нет советской власти - да нас бы в психушку упекли!" - качает головой Сан Саныч.
Ему жаль, что с помощью его "машины времени" можно только смотреть на прошлое, а не трогать руками и пробовать на вкус. Но с другой стороны - будь у людей такая возможность - неизвестно, во что бы мы превратили наше прошлое. Поэтому пусть уж лучше пусть будет так, как делает Александр Березянский.