Наталья Иванова-Гладильщикова, специально для РИА Новости.
На пяти традиционных международных олимпиадах школьников – по математике, физике, химии, информатике и биологии, – прошедших нынешним летом, российские школьники показали высокие результаты, но не вышли в лидеры. На математической олимпиаде, например, сборная заняла только четвертое место. Причины этих относительных неудач – падение уровня образования в массовой школе и недостаточное внимание образовательных властей к проблемам специализированных школ.
Китай наступает
В 52-й математической олимпиаде, прошедшей нынешним летом в Амстердаме, принимали участие 564 участника из 101-й страны. Победителем в этом году, как и на протяжении последних нескольких лет, стал Китай. Второе место заняла сборная США (едва ли не наполовину состоящая из китайцев). Третье место – у Сингапура, четвертое – у России. Затем Таиланд, Турция, КНДР, Тайвань. В десятку входит Иран.
Надо понимать, что подсчет места каждой сборной определяется не количеством медалей, а общим числом баллов. Как рассказал РИА Новости Назар Агаханов, глава российской сборной на международной математической олимпиаде и президент Международной математической олимпиады, до половины участников сборной могут быть награждены медалями, причем одна шестая часть от числа медалистов получает "золото". Чем больше участников, тем больше медалей. В нынешней олимпиаде, например, золотые медали получили около 50 школьников из разных стран. Причем золотые медали давали за результаты от 28 до 42 баллов.
На международной олимпиаде по физике-2011 Россия заняла примерно 10-11 место, рассказал РИА Новости Валерий Слободянин, доцент кафедры физики МФТИ, заместитель руководителя команды России на международной олимпиаде по физике. Более чем скромный результат объясняется, по мнению Валерия Слободянина, невниманием к работе с одаренными детьми: "У нас даже время проведения тренировочных сборов определяют бухгалтеры. Например, мы предлагаем провести зимние сборы в январе, чтобы можно было что-то поправить в подготовке команды к международной олимпиаде. Но финансовый год в стране начинается в феврале, и собрать ребят мы сможем не раньше марта. А март для выпускников неудобен".
Уже лет 10 безоговорочный лидер в олимпиадной физике – Китай. В этом году его обошел Тайвань, где есть государственная программа по работе с одаренными детьми. За Китаем следуют Таиланд, Индонезия, Индия; в десятке – Иран, Япония, США (в американской команде из пяти человек, как правило, есть три китайца и один индиец). В олимпиаде по информатике, проходившей в Таиланде, Россия заняла командное второе место, уступив Китаю, зато обогнав США. На химической олимпиаде в Турции наша сборная завоевала третье место.
Нынешняя математическая олимпиада не обошлась без скандалов: лидеры нескольких команд при помощи телефонов смогли заранее передать задания участникам. Но скромное четвертое место России, привыкшей как минимум ко второй позиции, объясняется не только нечестной конкуренцией. Причину следует искать в системе образования, – считает Назар Агаханов.
Команды выживают за счет учителей-энтузиастов
Результаты стран на международных олимпиадах определяются и общим уровнем школьного образования в стране, и наличием высококвалифицированных преподавателей, которые работают с одаренными детьми. Состояние массовой школы в России плачевно, о чем свидетельствуют результаты международного исследования достижений школьников PISA. Международное исследование достижений 15-летних школьников PISA-2009 касается читательской, математической и естественнонаучной грамотности школьников стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), в нем российские школьники заняли 41-43 место среди 65 стран.
На международных олимпиадах российские команды держатся благодаря специализированным школам и учителям-энтузиастам.
Международные сборные формируются из победителей всероссийских олимпиад. Создается тренерский совет, который в течение трех недель готовит команду. Но с финансированием сборов возникают проблемы. Средства на подготовку российских команд ранее были заложены в федеральный бюджет, но в этом году эту обязанность переложили на регионы. Вероятно, поэтому оплата сборов прошла с опозданием, труд тренеров не был учтен в смете, не говоря уже об учителях, работавших с детьми в течение года.
Такие учителя есть в разных регионах страны. В Челябинске, например, это физик, "учитель года", Иван Иоголевич, вокруг которого группируется команда коллег. Часто членами международных сборных по физике становятся ученики из школы №146 в Перми. Ученики Галины Корнеевой из обычной белгородской школы тоже часто становятся победителями всероссийских олимпиад по физике и астрономии.
Учить думать
Специализированные школы, куда собираются мотивированные на учебу школьники и лучшие преподаватели, пока сохраняют систему образования, при которой приоритетом не становится подготовка школьников к сдаче ЕГЭ. Там учат размышлять, решать задачи.
"Когда представители Физтеха едут набирать к себе студентов из Азербайджана, они видят, что там, благодаря местному аналогу ЕГЭ, умение думать, рассуждать растеряли окончательно, – рассказал РИА Новости Валерий Слободянин. – Мы даем младшекурсникам задачи, в которых важно не ответ угадать, а показать ход решения. Но у них эта культура утрачена. И Россия движется в эту сторону".
Большинство победителей международных олимпиад, например, по физике, после окончания вуза уезжают за границу. Причина даже не в отсутствии денег. Там им создают условия для работы. Валерий Слободянин рассказал РИА Новости: "У меня в лаборатории Физтеха работают два молодых человека – бывшие олимпийцы. Когда они возвращаются из командировок по научному обмену из Германии, то рассказывают, какие там созданы условия. Если что-то нужно, ты пишешь заявку, и оборудование у тебя появляется моментально. А у нас нужно подавать заявки на конкурс, дело движется месяцами. Ребята говорят: "Руки опускаются, и возникает желание ехать работать на Запад".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции