Российские паралимпийцы завершили автопробег в рамках проекта "Мир без барьеров и границ". Три человека с ограниченными возможностями при поддержке своих коллег, стартовав на двух автомобилях из Липецка, обогнули Каспийское море, попутно совершив восхождение на иранскую вершину Точал. О важных моментах этой экспедиции корреспонденту "Р-Спорт" Артему Кузнецову рассказал ее руководитель Алексей Логинов.
– Расскажите о вашем автопробеге и о том, какие задачи он решал?
– Экспедиция состоялась в рамках проекта "Мир без барьеров и границ". Она предполагала решение нескольких главных задач. Первая – развитие паралимпийского движения не только в России, но и в прилегающих к ней странах. Вторая – демонстрация того, что в России живут сильные духом и волей люди. Что возможности людей с ограниченными возможностями порой выше, чем у здоровых людей. Третья – установление добрых отношений с народами, проживающими в регионах и странах, опоясывающих территорию Каспийского моря, которое часто называют морем дружбы.
– Каким получилось ваше приключение?
– Мы стартовали из Липецка, через территорию Астраханской области въехали в Казахстан, оттуда – в Туркменистан, после чего прибыли в Иран, где встретились с нашими коллегами, с которыми у нас установился тесный контакт. Нашей совместной целью являлось восхождение на Демавенд – потухший вулкан в хребте Эльбурс, высшую точку страны (5671 метр над уровнем моря). Однако восхождение на эту вершину пришлось отменить. Это случилось по причине того, что мы сильно выбились из графика. Этому способствовало качество дорог в Казахстане и Туркменистане, которые зачастую фактически отсутствовали. Достаточно сказать, что 400 километров мы преодолевали два дня. Кроме того, в Туркменистане мы столкнулись с непониманием со стороны туркменских таможенников. Благодаря содействию МИД России на протяжении всего пути на всех границах нам гарантировали "зеленый коридор", однако туркменские пограничные службы сделали вид, что им о подобных договоренностях ничего не известно. В итоге "зеленый коридор" пришлось делать из долларов, покупая визы с местными наценками. Все это привело к тому, что в Иран мы приехали со значительным опозданием. Несмотря на это, в Иране нас встретили замечательно. Нам удалось взойти на вершину Точал, которая возвышается над Тегераном. После было принято решение направиться к подножью Демавенда, где нас ждали иранские партнеры, которые на тот момент около недели проходили там акклиматизацию. Мы им передали эстафету мира и добра, после чего взяли обратный курс. Изначально мы планировали вернуться 2 августа, однако в итоге пришлось задержаться. В этот день мы только пересекли границу России, после чего посетили Махачкалу, Грозный, Владикавказ, Назрань, Черкесск, Армавир, Ростов, Воронеж с финишем в Липецке.
– Кто вошел в состав экспедиции, и какие технические средства вы использовали для преодоления всего пути?
– В состав экспедиции вошло три человека с ограниченными возможностями. Это представитель Приморского края Александр Кашин – человек, который своим примером показал, чего можно добиться благодаря силе воли. В апреле-июне этого года он преодолел путь из Владивостока в Москву на электроскутере. От Красноярского края в экспедиции принял участие Владимир Солодовников, у которого ампутирована нога выше колена. Он замечательно работал, и обязательно бы достиг вершины Демавенда, не сбейся мы с намеченного графика. И третий человек из Липецка – Виктор Провоторов. Он ветеран войны, на которой он получил контузию. По этой причине у него начала развиваться довольно специфическая болезнь – идет отмирание нейронов головного мозга. Также в состав экспедиции вошли Станислав Ястремский, Сергей Ерохин и я. Все мы липчане.
В качестве передвижения мы использовали два внедорожника. По ходу преодоления дистанции мы несколько раз сталкивались с поломкой ходовых частей автомобиля, поскольку, как я уже отмечал, дороги как таковые в пути зачастую отсутствовали.
– Стоит ли ожидать повторения этой экспедиции в будущем?
– Официальные представители Астраханской области, Дагестана и Ирана уже поддержали идею сделать подобный пробег ежегодным. Наша идея заключается в том, чтобы в ралли принимали участие представители всех стран и регионов, которые окружают Каспийское море. Мы предлагаем каждой стороне делегировать по экипажу или двум для преодоления согласованного всеми маршрута, который бы предполагал не только автопробег, но и включал в себя спортивную составляющую.
– Чувствуете заинтересованность у властей на местах поддержать подобную инициативу?
– Естественно. Единственной ложкой дегтя оказался инцидент в Туркменистане. Должен пояснить, что в результате безобразного поведения таможни мы были вынуждены целые сутки простоять на КПП, без связи, под палящим солнцем при температуре +57. При этом у нас был тяжело больной человек, которому необходимо было оказывать медицинскую помощь. Это пришлось делать буквально под открытым небом, поскольку в просьбе о предоставлении специальной комнаты и врача нам отказали.
В остальных регионах к нам очень хорошо отнеслись. Могу отметить, что самый теплый прием нам был оказан в Астраханской области, Дагестане и Иране. Поэтому если мы говорим о перспективе этого проекта, то я не сомневаюсь в том, что названные мной регионы подержат это начинание.
– Как еще способна повлиять эта поездка на развитие паралимпийского движения?
– Мы сейчас готовим большой велопробег Липецк – Страсбург, и наша цель сейчас была отработать некоторые технические моменты во время подготовки к нему. В процессе нашей экспедиции мы общаемся с представителями регионов, и могу сказать, что они заявили о большой заинтересованности в этом пробеге. Предварительное согласие дали Воронежская, Липецкая, Астраханская, Кировская, Ленинградская, Калининградская области и Дагестан. Мы намерены сформировать общероссийскую команду, которая устроит велопробег по территории России, Белоруссии, Польши, Германии и Франции. Надеемся, что в Страсбурге мы устроим международный семинар, который даст толчок развитию паралимпийского движения в нашей стране.
Кроме того, мы работаем над созданием международной дисконтной карты "Паралимпизм", которая предполагает систему скидок не только в России, но и в странах, которые присоединились к этой программе. Предполагается, что спектр скидок будет довольно большой: от ремонта автомобилей до различных туристических услуг.
– Находят ли поддержку ваши начинания со стороны Паралимпийского комитета России?
– Да. Формально комитет является общественной организацией, который имеет свои уставные задачи и существует в том числе на бюджетные деньги. Однако многолетняя работа с инвалидами заставляет меня делать вывод, что в схеме работы комитета есть много недостатков. К примеру, упомянутый мной Кашин никак не попадает в программу Паралимпиады, однако это не исключает того, что этот человек силен духом и ведет активный образ жизни. Или инвалид детства до 12 лет не может попасть в систему паралимпийского отбора, хотя в будущем способен принести России много побед. Поэтому наш проект "Паралимпизм" – социальное явление, которое говорит о том, что грань между инвалидом и здоровым человеком условна. Он помогает найти работу даже тем инвалидам, которые не в состоянии пошевелиться. Мы хотим объединить разрозненные силы инвалидов мощный кулак, чтобы пустить их знания и творческую энергию на пользу России, тем самым помогая им улучшить свое материальное положение и стать полноценной частью общества.