В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинские войска начали обстрел Цхинвала, развязав вооруженный международный конфликт, известный сегодня как "пятидневная война". Трагические события трехлетней давности еще долго будут придавать траурный оттенок каждому августу в Южной Осетии. Прошлое забывать нельзя, но жизнь продолжается несмотря ни на что. О том, чем сегодня живут защитники молодого государства, в интервью корреспонденту редакции силовых ведомств РИА Новости Игорю Андрееву рассказал министр обороны Республики Южная Осетия генерал-майор Валерий Яхновец.
- Валерий Адамович, три года минуло со дня трагических событий 8 августа 2008 года, когда грузинские войска напали на Южную Осетию, атаковав Цхинвал. Что сегодня, в августе 2011 года представляет собой армия Южной Осетии?
Самый главный наш козырь – это люди. Их упорство, настойчивость и нацеленность на результат дают гражданам Южной Осетии чувство защищенности – а они под защитой своей армии должны чувствовать себя как за каменной стеной. Считаю, что мы с этой задачей справляемся достойно. Численность и структура армии Южной Осетии на сегодня позволяют нам в тесном взаимодействии с нашими российскими коллегами на 100% обеспечить безопасность республики, уровень подготовки Вооруженных сил тоже уже близок к тому, чтобы считать его полноценным. Концепция развития армии республики предусматривает наличие мобильной, компактной и боеспособной структуры, - я считаю, что наши Вооруженные силы в полной мере соответствуют этим требованиям.
- Каким образом поделены сферы ответственности между Вооруженными силами РЮО и России – какие задачи выполняются сообща, а в каких вопросах функции строго разграничены?
- Я бы не стал говорить о каком-то строгом разделении сфер ответственности. По большому счету, задача у нас одна – защитить народ Южной Осетии от любой агрессии. Выполняется эта задача сообща нашими войсками и российскими Вооруженными силами. Четкого разграничения нет, взаимодействуем в решении всех задач по обеспечению безопасности республики, только совместные действия. Сейчас мы готовим с 4-й российской военной базой учения. Комплекс боевой подготовки этой базы является одним из самых современных, будем на их полигоне отрабатывать слаженность подразделений в условиях, максимально приближенных к боевым.
В конце июня прошли учения, где Россия и Южная Осетия отрабатывали слаженность действий по охране государственных границ, зимой были пятидневные учения Вооруженных сил, МВД и Погранслужбы КГБ республики. От России тогда участвовали пограничники и 4-я военная база. Все только во взаимодействии с россиянами, по-другому и не может быть.
- Валерий Адамович, способны ли сегодня Вооруженные силы Южной Осетии защитить свои рубежи самостоятельно?
- На данном этапе нет, но в перспективе это возможно. Для того чтобы такую задачу сделать посильной, нам нужно решить еще очень много вопросов. Прежде всего, экономика республики должна окрепнуть, встать на ноги, - тогда и появятся реальные сдвиги в вопросе создания полноценной, самостоятельной армии. Если по отдельным позициям смотреть - нужно подготовить инфраструктуру: военные полигоны, казарменный фонд, служебное жилье. Нужно довести до логического завершения вопрос с военным образованием. Вопросы перевооружения тоже требуют повышенного внимания.
- Перевооружение, получается, уже есть в планах?
- Плановое перевооружение пока не проводится, но мы действительно рассчитываем в ближайшем будущем начать развитие этого направления. Уже на следующий год планируется начать работу по вопросам вооружения…
- Аналог российской государственной программы вооружения?
- Не совсем (улыбается). Сначала - экономика, и только потом – военные расходы. Сейчас по мере возможности приводим вооружение армии республики в один стандарт с Россией, постепенно переходим на однотипное оружие с 4-й российской базой.
- Получается, в следующем году в Южной Осетии впервые будет сформирован гособоронзаказ?
- На данном этапе такой глобальной формулировки не существует. Предварительно в этом году будут заложены расходы в бюджет следующего года на перевооружение, - оборонный заказ, если хотите. Развитие армии идет, это заметно. Граждане Южной Осетии уверены в способности наших Вооруженных сил защитить их от любой агрессии - а значит, мы движемся в правильном направлении.
- Некоторые СМИ приводят мнения западных экспертов о том, что присутствие дальнобойной артиллерии с одной стороны не повышает безопасность Южной Осетии, а с другой стороны провоцирует Грузию на ответные меры. Насколько эти мнения соответствуют действительному положению вещей?
- Южная Осетия – не агрессор. С нашей стороны Грузии никто не угрожает, нападать на соседей никто не готовится и не собирается. Однако адекватно ответить на угрозы со стороны желающих испытать нас на прочность мы всегда готовы. Думаю, все заинтересованные стороны об этом факте прекрасно осведомлены.
- Со средствами поражения наземных сил противника какая-то ясность есть: например, о развертывании в РЮО российского дивизиона "Смерч" не писал только ленивый. А какими средствами защищено небо над республикой?
- Это, в общем-то, закрытая информация. Могу заявить с уверенностью – небо над республикой защищено надежно. Имеющихся средств вполне достаточно для решения задач по защите Южной Осетии от агрессии - в том числе и с воздуха. Вот тот объем информации, который можно и нужно знать про ПВО республики.
- Есть ли сегодня какая-то информация о так называемом обновленном военном потенциале "вероятного противника" - грузинской армии? Продолжают ли США оказание военной помощи Грузии?
- США продолжают оказание военной помощи Грузии, такие сведения есть, и они подтверждены надежными источниками. И Грузия эту помощь с благодарностью принимает! Несмотря на то, что американская система подготовки резервистов с треском провалилась в августе 2008 года. И опять же, несмотря на этот провал, по нашей информации США в настоящее время по-прежнему отправляют в Грузию инструкторов для подготовки грузинских военных к реальным боевым действиям. Плюс под непосредственным руководством американских инструкторов там сейчас создается система противовоздушной обороны, которая могла бы быть моментально адаптирована к требованиям НАТО в случае вступления Грузии в эту организацию.
- Как Вы считаете, существует ли опасность возобновления грузинской стороной диверсионных действий в приграничных районах? Готовы ли военные Южной Осетии отреагировать на такой вызов?
- Вероятность такая существует, эту опасность мы рассматриваем всерьез. Особенно с учетом смещения акцентов в подготовке грузинской армии. Сейчас их фактически готовят к диверсионной войне против превосходящих сил противника. Вооруженные силы Южной Осетии на такой вариант развития событий отреагировать готовы, на любую провокацию мы дадим адекватный ответ, не сомневайтесь.
- Возможно ли, на Ваш взгляд, заключение двусторонних соглашений между Южной Осетией и Грузией о размещении наблюдателей ЕС в приграничных районах Грузии и РЮО? Западные СМИ всерьез полемизируют на эту тему.
- Чтобы руководство Южной Осетии могло рассматривать возможность заключения каких бы то ни было соглашений с Грузией, Тбилиси сначала должен признать нас как независимое государство. Ну а рассмотрение любых других вопросов прежде этого считаю неэффективным и неправильным.
- Какие выводы из "пятидневной войны" сделало военное руководство Южной Осетии? Предприняты ли какие-то практические действия, основанные на полученном в августе 2008 года опыте?
- Выводы, конечно же, сделаны – сделаны руководством обоих министерств обороны, и Южной Осетии, и России. И адекватные шаги нами тоже в тесном взаимодействии предпринимаются. О совместных с Россией учениях я уже упоминал.
Второе – это в Минобороны сформированы так называемые мобильные группы - группы немедленного реагирования. Они немедленно готовы отреагировать на любую угрозу, круглосуточно находятся в 15-минутной готовности и взаимодействуют со всеми силовыми органами Республики".
Кроме того, вы, наверное, слышали про инженерное сооружение "Южный вал". Мы "Южным валом" закрыли на территорию Южной Осетии проезд техники и проход людей со стороны Грузии, там тоже организовано круглосуточное дежурство на постах.
Сейчас продолжаем работу по проблеме с грузинскими беспилотниками. По всем этим направлениям Минобороны Южной Осетии плотно сотрудничает с российским военным ведомством, взаимопонимание с российскими военными по всем этим вопросам у нас абсолютное.