МОСКВА, 3 авг - РИА Новости. Ученые выяснили, что восстановление нервных клеток помогает справляться с повышенным уровнем гормонов стресса после того, как дополнительная нагрузка на организм исчезает, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.
Группа биологов под руководством Хезер Кэмерон (Heather Cameron) из Национального института психического здоровья в городе Бетесда (США) пришла к такому выводу после серии экспериментов с популяцией мышей, у которых убивались при помощи антибиотика новые нервные клетки в области мозга, отвечающей за реакцию на стрессовые ситуации. Ученые отмечают, что такие грызуны постепенно "накапливали" высокие уровни гормонов стресса и впадали в депрессию при продолжительных нагрузках на психику.
До недавнего времени считалось, что нервная система человека формируется еще до рождения, и при гибели нервных клеток их потеря не восполняется. В конце XX века ученые выяснили, что нейрогенез - процесс восстановления нервных клеток - все же существует. В частности, все нейроны обонятельных центров мозга полностью заменяются каждые 40 дней, новые нервные клетки постоянно образуются в мозжечке и гиппокампе.
Кэмерон и ее коллеги установили, что новые нейроны в гиппокампе играют ключевую роль в избавлении от стресса. Биологи вывели популяцию генетически модифицированных мышей, геном которых был изменен таким образом, что молодые нервные клетки можно было избирательно уничтожать при помощи антибиотика валганоцикловира. Часть этих мышей составила контрольную группу, нервные клетки которых не исследователи не трогали.
После этого ученые провели три эксперимента, которые обычно проводятся при разработке антидепрессантов. В ходе первого опыта грызунов довольно долгое время не кормили и потом помещали в незнакомую им клетку, посредине которой лежал корм. В природных условиях мыши с недоверием относятся к новой обстановке и достаточно долго "проверяют" ее безопасность. Как правило, мыши без новых нервных клеток тратили больше времени на "инспекцию", и высокий уровень глюкокортикоидов, гормонов стресса, сохранялся у них даже через час после эксперимента.
Далее животных бросали в высокий сосуд с водой, из которого они не могли выбраться. Через некоторое время животные теряли надежду на спасение и переставали бороться за свою жизнь. Здоровые мыши не прекращали двигаться в течение минуты, тогда как мыши "без нервов" сдавались на 40-й секунде.
В ходе последнего эксперимента ученые пытались понять, влияет ли высокий уровень глюкокортикоидов на аппетит грызунов. Как правило, мыши предпочитают сладкую пищу, однако в стрессовых условиях они чаще всего отказываются от нее. Ученые разместили в клетках мышей два сосуда: в один была налита вода, а в другой - сладкий сироп. Через некоторое время они убрали поилки, и животные некоторое время были лишены воды. На следующий день биологи вернули сосуды, и наблюдали за тем, какой из них выберут грызуны. Мыши из контрольной группы сначала пили воду, но потом вернулись к сиропу, а мыши "без нервов" впали в продолжительную депрессию и не притрагивались к сладкой жидкости даже через день.
Ученые полагают, что взаимосвязь между образованием новых нейронов в гиппокампе и реакцией на стресс можно признать эволюционным механизмом, который помогает животным приспосабливаться к новым условиям.