Поворот колеса Учения ‑ один из важнейших буддийских праздников, отмечаемый буддистами мира ежегодно в июне‑июле (в 4 лунный день 6 лунного месяца).
В 2011 году этот день приходится на 3 августа.
Этот праздник знаменует день, когда Будда Шакьямуни спустя 49 дней молчания достиг просветления и выступил со своей первой проповедью в городе Сарнатх (Индия), в которой дал Учение о четырех благородных истинах. Эти знания стали основой буддийского учения и считаются каноническими в любом из его направлений.
Первое словесно озвученное учение Будды получили пятеро аскетов ‑ первых учеников Просветленного в старинном индийском городе Варанаси.
Изложив доктрину о Четырех благородных истинах, он сделал это прежде всего в расчете на приверженцев духовной традиции слушающих (шраваков). Будда проповедовал это учение в течение сорока пяти лет. У него появилось много преданных учеников и последователей.
Это событие и отмечается современными буддистами, которые идут к Просветлению по стопам Будды, по его указателям. В Варанаси в память об этом событии установлена красочная скульптура, где Будда произносит свою первую проповедь перед пятью учениками, сидящими вокруг него.
Всего Будда Шакьямуни совершил три "поворота Колеса Учения", то есть дал три больших цикла поучений, соответствующих различным способностям и особенностям учеников. Символизм самого термина заключается в том, что даже после смерти Будды Учение продолжает "вращаться" и вести существ к Просветлению.
В буддийской традиции в качестве символа учений Будды используется восьмиспицевое колесо, вращателем которого и является Будда.
В связи с тем, что согласно предсказаниям в будущем учение Будды Шакьямуни придет в упадок, последователи буддизма стали использовать праздник Поворота Колеса Учения в том числе для молитв во имя скорейшего прихода в мир людей следующего Будды ‑ Будды Майтрейи.
Главным действом этого дня в буддийских монастырях является торжественный обход вокруг храма со статуей или изображением Будды будущего Майтрейи, сопровождаемое чтением специальных молитв. Этот ритуал, во время которого звучат ритуальные трубы и другие буддийские музыкальные инструменты, нацелен на то, чтобы сократился период между временем духовного царствования Будды Шакьямуни и моментом прихода Будды Майтреи в наш мир. Очень благоприятным считается, если вслед за монахами следуют миряне со священными текстами в руках. Тем самым они выступают в роли учеников Будды и продлевают время существования буддийского учения.
В этот день ламы часто даруют буддистам восемь однодневных обетов Махаяны (тиб. Содженг). Махаяна – это один из разделов учения Будды, смысл которого заключается в зарождении альтруистического намерения – мысли о спасении всех живых существ от страданий. Существо, практикующее Махаяну, зовется Бодхисаттвой, а чувство сострадания, им культивируемое – бодхичиттой. Таким образом, принимая обеты Содженг на рассвете, люди имеют возможность почувствовать себя Бодхисаттвами. Учитель рассказывает им о практике нравственности, о законе кармы, о пагубности десяти неблагих поступков тела, речи и ума.
Рекомендуется в этот день начитывать любые известные им мантры, не забывать о порождении во время молебна благой мотивации, о которой часто говорят "схваченная с бодхичиттой" – это выражение уже стало в буддийских кругах своеобразным термином‑клише.
Ламы читают лекции о Четырех благородных истинах. Считается, что если услышать учение о Четырех благородных истинах, можно получить невероятно благие кармические отпечатки.
Этот праздник особенно популярен среди буддистов и всегда собирает в монастырях огромное количество людей. Миряне активно участвуют в праздничных обрядах, многократно начитывая мантры.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников