МОСКВА, 2 авг - РИА Новости. Туроператоры отказываются от организации детского отдыха из-за его зарегламентированности на внутреннем рынке и отсутствия правового регулирования на зарубежном, заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе на пресс-конференции в РИА Новости.
"С каждым годом все меньше операторов занимаются детским отдыхом. Не только потому, что этот отдых связан с большой ответственностью, но и с тем, что этот сегмент рынка толком не регулируется. Это касается взаимодействия со средствами размещения, классификации и сертификации, организации программ, договоров с родителями, информационного обеспечения. Все это делается на основе опыта небольшого числа туроператоров, но нигде не прописано и не регламентировано", - сказала она.
По словам руководителя комитета АТОР по детскому и молодежному отдыху Бориса Самарянова, основных проблем организации детского отдыха две. Первая - та законодательная база, которая не помогает компаниям и потребителям получать качественный продукт, то есть санитарные нормы, а также требования Роспотребнадзора к перевозке детей, до предела ужесточившие правила организации детского отдыха.
"Вторая проблема - самостоятельная деятельность учителей школ и преподавателей вузов по организации детского отдыха. Все проблемные случаи последнего времени связаны с ней. Учителя пытались организовывать сами туры, договариваться с гостиницами, минуя туроператоров", - добавил Самарянов.
По словам Ломидзе, туристическое законодательство нуждается в обособлении понятий "детский отдых" и "молодежный туризм". Она отметила, что АТОР готов помогать в разработке этих законодательных изменений и уточнений.
"В законе отсутствует определение детского отдыха, а это сложный в организации отдых, имеющий множество видов: экскурсионные туры, детские лагеря, спортивные, тематические. Во внутреннем туризме по части регламентов даже перехлест. Множество ведомств этим занимаются, существует множество инструкций, иногда у педагогов лагерей больше времени занимает заполнение бумаг, нежели работа с детьми. В зарубежном отдыхе, наоборот, законодательный вакуум. Детский отдых регламентируется теми же законами, что и выездной туризм, хотя это другой продукт", - подчеркнула заместитель гендиректора компании "Солвекс-Трэвэл" Людмила Сысойкина.
По ее словам, на том этапе, где завершается формирование "взрослого пакета", формирование "детского" только начинается. "Туроператорам нужно самим определять критерии отбора лагеря, какими должны быть правила его работы, сколько охранников и так далее. Дальше начинаются санитарные нормы: качество питания, размещение, содержание отдыха детей, подбор кадров. Причем в итоге продукт должен получиться дешевым. Может быть, должны быть независимые эксперты, которые будут оценивать качество лагерей, чтобы это не были пятизвездочные отели с продажей всех видов спиртных напитков", - пояснила Сысойкина.
По словам заместителя руководителя Ростуризма Евгения Писаревского, в 2010 году в детских лагерях, коих насчитывается 55,8 тысячи, отдохнули 5,9 миллиона детей. Он уточнил, что в настоящее время в России социальным и детским туризмом занимаются 1384 компании.
"Во внутреннем туризме действительно есть избыточное правовое регулирование на уровне подзаконных ведомственных актов. Наши задачи - требования к этой сфере вывести на уровень федеральных законов. Проблема в межотраслевом характере детского отдыха, в котором участвуют Минздравсоцразвития, Минтранс, Минспорттуризм и другие ведомства", - сказал он.
Писаревский отметил, что сам бизнес выступает за введение дополнительного регулирования детского отдыха со стороны государства - туроператоры, по его словам, ратуют за введение своеобразного ценза, чтобы к организации детских туров допускались только операторы, чей опыт работы составляет не менее трех-четырех лет, и организацию специальных курсов подготовки для сотрудников таких копаний.
Говоря о претензиях участников рынка к тому, что Роспотребнадзор устанавливает слишком жесткие требования к организации детского отдыха, Писаревский отметил, что отрасль не смогла сформировать альтернативу тем документам, что издает это ведомство."Если бы были разработаны национальные стандарты в сфере детского отдыха, согласованные с ведомствами, проведена общественная кампания, нам легче было бы работать с Роспотребнадзором. У нас нет даже законодательного определения того, что такое детский отдых. Давайте разработаем альтернативную инструкцию по организации, например, полевых лагерей, мы готовы направить ее в Роспотребнадзор", - сказал он.
Заместитель руководителя службы "Социальные рейтинги" РИА Новости Наталья Тюрина отметила, что одна из проблем рынка детского
отдыха - информационное сопровождение детского туризма в России и за рубежом. "Сегодня родители, обращаясь к нам, как правило, задают вопросы о том, могут ли они доверять информации туроператоров, насколько она полна. Если я не до конца понимаю, что происходит с ребенком в лагере, я не буду отправлять его туда. Сегодня нет комплексных информационных ресурсов, которые бы объединяли коммерческие и государственные детские программы", - посетовала она.
По ее словам, в последнюю версию рейтинга программ детского отдыха с выездом из Москвы ребят школьного возраста вошли 294 лагеря.
Рейтинг составлялся по четырем критериям - педагогический состав, условия для детей, организация, интенсивность организации детей в процессе отдыха. В первой десятке по всем четырем группам - небольшие творческие лагеря, где отдых детей максимально насыщен.
"Это не просто рейтинг, это первая попытка сложить программы государственные и негосударственные в единый информационный ресурс. Вы приходите, выбираете программу, попадаете на ее общее описание и можете выбирать то, что вас интересует. Сейчас в рамках проекта "Ты - репортер" РИА Новости объявило конкурс отзывов детей и вожатых о том, что происходит в лагерях", - добавила Тюрина.