Легендарная кубинская балерина, основавшая сильнейшую школу классического танца на Острове Свободы, и танцевавшая на сцене до 75 лет, рассказала в интервью РИА Новости о своих учителях из России и о том, какое место занимает душа в работе над сценическим образом. Беседовала Наталия Курова.
- Вы приехали в Россию для того, чтобы принять участие в гала-концерте Viva Alicia!, который дают во вторник в вашу честь солисты Национального балета Кубы на Новой сцене Большого театра. Мы знаем, что ваши связи с нашей страной очень сильны, вы много раз приезжали в СССР, у вас тут немало друзей, вы танцевали с Фокиным, Баланчиным, Нижинским. Насколько силен русский акцент в вашем танце, и в чем вы видите силу и особенность русской школы?
- Сложно сказать. Когда я танцую, работаю, то двигаюсь так, как чувствую, как того требует персонаж, которого я представляю. Я чувствую сердцем. Если это классический балет ("Спящая красавица", например), то нужна романтика, определенные движения рук, форма, повороты головы, движение тела. Если же это современный образ, как Кармен, то возникают другие движения, что-то испанское. Во мне тоже есть часть испанской души, от моего дедушки. Артист должен чувствовать такие вещи, и безупречно владеть техникой.
- Откуда у вас такая великолепная техника, которая восхищала всех на протяжении десятилетий?
- Я унаследовала ее от моих преподавателей - Александры Федоровой, Михаила Фокина, Анатолия Обухова, от них всех я научилась сильной технике, очень сильной технике. Александра Федорова мне всегда говорила: "У тебя нет пуантов? Так разуйся и танцуй на полупуантах или без пуантов". Она это делала сама, и меня научила. Мне было так ужасно стыдно, что она может, а я нет, я так сильно напрягалась, что делала это хорошо. Она поставила мне пальцы ног и сами ноги стали очень сильными.
- Как пришла идея создать балет на Кубе, где вообще никогда не было балетной школы и многие даже не знали о существовании такого искусства?
- Ну как же, знали, конечно. На Кубу время от времени приезжали небольшие балетные труппы и многие известные солисты побывали на Кубе: чтобы попасть в Северную Америку они доплывали до Кубы, многие путешествующие на морских лайнерах делали пересадку на острове. Я ведь говорю об эпохе романтизма. О том далеком времени, о периоде романтических балерин. Например, Анна Павлова раза три была. Что-то было заложено именно в то время, зацементировано, зафиксировано среди людей, богатых, конечно, тех, кто мог позволить себе купить билеты на выступление заезжей звезды.
- А с чего начался собственно кубинский национальный балет?
- Была одна частная компания, где давали уроки театральной игры, учили играть на гитаре, оперного пения и им пришла идея открыть курсы балета, потому что появился преподаватель балета. Он был на Кубе на гастролях вместе с оперной труппой Рубинштейна. Ой, очень длинно получается! Короче, он сказал, что он артист балета. Его звали Николай Яворский. Он был родом, из какой части России он был? Боже, знаю лишь, что он приехал с оперной труппой на Кубу, остался и был первым учителем балета на Кубе. Он давал уроки детям. Мы учились у него с самого начала.