Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Старые проблемы "корейского ядерного урегулирования" никуда не ушли, но возникли и новые. К северокорейской ядерной бомбе может – теоретически – добавиться южнокорейская. И от того факта, что прошедшими в Нью-Йорке переговорами на уровне заместителей министров иностранных дел между США и Северной Кореей довольны и северокорейские, и американские дипломаты, ситуация лучше не становится.
А если ничего не делать?
Разговор шел два дня. Беседовали Ким Ге Гван, первый заместитель министра иностранных дел Северной Кореи, и Стивен Босуорт, спецпредставитель США по "корейской проблеме". И вот первый результат этой встречи: теперь видно, что – да, разговор и вправду шел о том, как вернуться к прерванным в конце 2008 года шестисторонним переговорам, в которых также участвуют Россия, Южная Корея, Япония и страна-организатор Китай.
А разве в этом были сомнения? Сколько угодно. Они тихо звучали с самого начала словесного конфликта между Вашингтоном и Пхеньяном и, соответственно, с начала шестисторонних переговоров в 2003 году. В конце концов, все начиналось с так и не доказанного до сего дня обвинения США в том, что северяне, в нарушение прежних договоренностей с США, вели тайные военные ядерные исследования. То есть с двустороннего спора, к которому потом уже примкнули прочие посредники и заинтересованные стороны. И, конечно, всегда был вариант неожиданной договоренности двух главных участников спора. Хотя бы потому, что шестисторонние переговоры резко повысили влияние Китая, как, кстати, и России, в регионе.
Ничего невозможного в такой неожиданной договоренности не было бы. Например, в 1971 году США начали договариваться с Китаем о дипломатическом признании (и де-признании Тайваня), а ведь тогдашний режим в Пекине – это совсем не та страна, что сегодня, она в 1971 году мало чем отличалась от Северной Кореи. И – ничего, обо всем договорились. Ну, а то, что Пхеньян постоянно намекал на "короткий путь" к решению всех проблем – взять и помириться с США – вообще не секрет.
Но нет, разговор в Нью-Йорке в прошедшие выходные шел именно о возврате к шестистороннему формату. Ранее, 24 июля, госсекретарь США Хилари Клинтон встретилась в Южном Китае с государственным советником Китая Дай Бинго и обсудила – среди прочего – способы, которыми можно уговорить Пхеньян вернуться к переговорам. К их "нулевой точке" 2008 года, когда план выхода из тупика, вроде бы, был готов: Пхеньян отказывается от ядерных программ, получает за это помощь, в том числе энергетическую. Но тогда все сорвалось из-за множества событий, винить в которых можно как ту, так и другую стороны. Главное же, что с тех пор Пхеньян дважды испытал ядерное оружие, запустил вторую ядерную программу – урановую, о которой с гордостью поведал миру. В общем, партнеры по переговорам тогда (а это еще была эпоха Джорджа Буша) просто не поверили друг другу.
Но сегодня очевидно: администрация Барака Обамы действительно хочет выйти из корейского тупика и вправду готова к серьезным договоренностям. Причины очевидны – достаточно посмотреть на драматичную историю вокруг бюджета и государственного долга США, которая только-только завершилась в Вашингтоне. Добавить к бюджету бремя еще одного конфликта – на Корейском полуострове – просто немыслимо. А если учесть, что конфликт может получиться ядерным, то и подавно картина ясна.
Кстати, на прежних переговорах не стояло вопроса о том, что делать с имеющимися у Пхеньяна ядерными зарядами – в том числе и потому, что сначала таковых не было. А сейчас – не получится ли, что несколько боеголовок окажутся подобны зубной пасте, которую уже невозможно затолкать обратно в тюбик?
Конечно, в сложных ситуациях такого рода всегда есть соблазн не делать ничего. Не хочет Пхеньян или еще кто-то ни о чем договариваться – и не надо. Но, к сожалению, с Корейским полуостровом ничего не делать нельзя. Потому что там происходят перемены с другой Кореей – Южной. И они создают для администрации Обамы чуть ли не больше сложностей, чем нежелание Пхеньяна идти на какие-либо уступки.
Ультиматум южнокорейского общественного мнения
В понедельник министерство иностранных дел Северной Кореи заявило о намерении как можно скорее возобновить переговоры по вопросу национальной ядерной программы страны в рамках "большой шестерки". Но, как часто бывает, более интересными становятся не те крупицы информации, которые отсеиваются из заявлений официальных лиц, а масса фактов и мыслей, возникающих в СМИ в качестве "побочного продукта". В данном случае речь о том, что наибольшие проблемы для США создает не Северная, а Южная Корея.
"Источник, пожелавший остаться неизвестным", сообщил газете Washington Post, что южнокорейские союзники "чересчур высоко подняли планку" перед возможным началом шестисторонних переговоров. А именно, затребовали от Пхеньяна, чтобы тот отказался от ядерных программ до возобновления шестисторонних встреч. Но тогда зачем эти встречи вообще будут нужны? В общем, известно: хочешь потопить переговоры – выдвини предварительные условия.
Собственно, такая же информация просачивалась и накануне бесед в Нью-Йорке: что американская дипломатия потратила больше усилий на успокоение южнокорейских союзников, чем на приглашение северян к столу.
Что же происходит? Если коротко, то маятник общественных настроений в южнокорейском обществе сейчас дошел до крайней точки негативизма в отношении Севера.
В целом соотношение между теми, кто за мягкий и жесткий подход к Пхеньяну, на юге полуострова давно уже близко к 50 на 50. И колебания в ту или иную сторону невелики. Но когда шестисторонние переговоры начинались, маятник был на стороне "мягкости". Сейчас – наоборот.
В японской газете Japan Times появилась публикация Ральфа Коссы, главы одного из американских исследовательских центров на Гаваях. По его оценке, в самых разных кругах Южной Кореи (кроме, что интересно, военных!) стала очень популярной идея укрепления военного союза с США и возвращения в Республику Корею американского тактического ядерного оружия. И это притом, что не все в нашем подозрительном мире уверены, что оно оттуда и вправду полностью выведено. А если же США не согласятся, тогда Юг должен обзавестись собственной ядерной бомбой.
Этот ультиматум – не от властей, а от общественного мнения. Правительство Южной Кореи при президенте Ли Мен Баке, в отличие от его предшественников, и без того настроено в отношении Севера довольно жестко, а при такой подпитке "снизу"…
В любом случае ясно, что гонка ядерных вооружений двух Корей – это не то, что сейчас нужно Америке, воюющей с долгами и дефицитом. Расплата за чрезмерный энтузиазм администрации Буша относительно улучшения мира и смены режимов ложится на администрацию Обамы, и пока не видно, чтобы она легко справлялась с этим наследством.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции