Анна Курская, РИА Новости.
Девять человек, в том числе капитан, погибли в результате столкновения частного прогулочного катера "Ласточка" с баржей на Москве-реке в центре столицы в ночь на 31 июля. На борту катера находились 16 человек, семерым удалось спастись. По предварительным данным прокуратуры, происшествие произошло по вине экипажа катера. Чтобы подобные инциденты не повторялись впредь, должна измениться транспортная культура общества, считают эксперты.
31 июля примерно в 1 час 30 минут на Москва-реке напротив центрального спортивного комплекса Лужники произошло столкновение частного прогулочного катера Р 18-81 ЧО "Ласточка" и баржи "Ока-5". В результате катер затонул на 3-метровой глубине в 10 метрах от берега. Находившиеся на его борту 9 человек, в том числе капитан Геннадий Зингер, погибли. Семерым пассажирам удалось спастись.
По предварительным данным, столкновение катера и баржи произошло по вине экипажа маломерного судна, сообщил журналистам официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Во второй половине дня в воскресенье сильно искореженный катер был поднят со дна Москва-реки с помощью плавучего крана и доставлен к берегу. На месте происшествия работает следственно-оперативная группа, ведется расследование обстоятельств трагедии.
СКР по факту инцидента возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Перегрузка катера
Катер Р 18-81 ЧО, зарегистрированный в госинспекции по маломерным судам МЧС России по Чукотскому автономному округу, проходил техосмотр в главной ГИМС МЧС России по Москве. Его владельцу было предоставлено разрешение на перевозку не более 12 пассажиров.
Установлено, что владелец и капитан катера Геннадий Зингер в 2011 году трижды привлекался к административному наказанию за превышение количества пассажиров на борту, и по этой причине в последнее время работал только по ночам, сообщил замглавы МЧС России Александр Чуприян. Однако эксперты не связывают эти нарушения напрямую с трагическим инцидентом 31 июля.
"Превышение числа пассажиров на борту и авария, очевидно, не имеют между собой причинно-следственной связи, - рассказал РИА Новости Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. - Грубо говоря, даже очень перегруженное речное судно не обязано утонуть в 10 метрах от берега. Даже если капитан катера и не соблюдал норму по числу пассажиров, по-видимому, причина крушения была связана с гораздо более серьезным нарушением правил. Подождем выводов следствия".
С "Булгарией" все было иначе
ЧП на Москве-реке произошло спустя три недели после крушения теплохода "Булгария" на Волге, в результате которого погибли 122 человека. Спаслись тогда лишь 79 человек.
Инцидент с катером на Москва-реке и крушение "Булгарии" несопоставимы между собой, в том числе и потому, что вызваны различными причинами, считает Блинкин.
"Это принципиально разные вещи. Катастрофа "Булгарии" была связана с недостатками государственного регулирования транспортной деятельности. В крушении теплохода были повинны различные службы, которые ненадлежащим образом исполняли свои функции", - считает эксперт.
Случай с катером, как показали первые выводы следствия, произошел по вине экипажа.
Даже идеальное государственное регулирование не поможет, если владелец транспортного средства не соблюдает правила, установленные для данного вида транспорта, будь то катер или обычный автомобиль, считает эксперт. По его мнению, к типичным нарушениям такого рода можно отнести езду на автомобиле в пьяном виде - распространенную причину аварий.
"За соблюдением правил судоходства в России осуществляется контроль, и гораздо более цивилизованным образом, чем в ГАИ. Но проблема в том, что не существует таких методов контроля, которые могут предотвратить нарушение правил использования транспортного средства. Здесь могли бы помочь только гражданские методы, когда общественность стала бы считать такой способ плавания, полетов, или поездок неприемлемым", - подчеркнул научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства.
Тем не менее, Московская межрегиональная транспортная прокуратура организовала проверку соблюдения законодательства о безопасности эксплуатации маломерных судов, в ходе которой будет проверена деятельность органов Госинспекции по маломерным судам и эксплуатантов судов этой категории.
Увеличение штрафов не поможет
Усиление административной и уголовной ответственности капитанов речных судов едва ли обезопасит пассажиров от повторения подобных трагедий в будущем, считает эксперт.
"Можно сколько угодно штрафовать, скажем, автомобилиста за неправильную парковку. Означает ли это, что если мы повысим штраф, у нас уменьшится количество ДТП? Нет, это абсолютно разные вещи, и связь между ними очень мала", - утверждает Блинкин.
Широко известно, что количество нарушений правил вождения транспорта в первую очередь определяется транспортной культурой страны или города, складывающейся в обществе годами.
"От ситуации, когда при Советской власти все было зарегулировано сверх меры, мы перешли к ситуации сегодняшней, когда масса видов транспортной деятельности отпущено на рыночную волю. Россиянам необходимо адаптироваться к новым условиям, понемногу учиться транспортной культуре. И чисто полицейскими методами мы этого не добьемся", - отметил эксперт.
Крушение "Ласточки" стало не первым ЧП на прогулочных судах в Москва-реке этим летом. В ночь на 24 июня прогулочный теплоход, на котором школьники отмечали выпускной вечер, тоже столкнулся с баржей. Той ночью никто не пострадал только по чистой случайности.
Акватория Москва-реки стала зоной повышенной опасности для пассажиров речных судов. Катастрофа "Ласточки" со всей очевидностью показала, что пришло время решать эту проблему.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции