Анна Курская, РИА Новости
В разгар отпускного сезона сотни пассажиров авиакомпании "Континент", которая 29 июля объявила о обанкротстве, застряли из-за отмены рейсов в аэропортах России. По состоянию на полдень субботы эта проблема коснулась около 370 человек. Возмущенные пассажиры пытаются добраться до дома или хотя бы вернуть свои деньги. Подобную картину в можно наблюдать в российских аэропортах в сезон отпусков из года в год.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин поручил задержать самолеты авиакомпании "Континент" и передать в транспортную прокуратуру материалы по факту необеспечения пассажиров услугами, сообщили в субботу РИА Новости в пресс-службе Минтранса. Это произошло после того, как накануне гендиректор авиаперевозчика направил в Росавиацию заявление об аннулировании сертификата эксплуатанта и приостановлении деятельности. Задолженность авиакомпании перед российскими аэропортами на 29 июля составила 32 миллиона рублей.
Отмена рейсов затронула воздушное сообщение между городами Сибири и Дальнего Востока и основными курортами России - Сочи, Геленджиком, Анапой и Краснодаром, а также украинским Симферополем.
"Купили билеты, что делать?"
Площадкой для обмена мнениями обманутых авиапассажиров стал форум, посвященный работе авиакомпании "Континент", на интернет-сайте Airlines Inform. Сегодня там развернулась бурная дискуссия: пассажиры, которым сообщили об отмене рейса, пытаются узнать друг у друга, как вернуть деньги за билет, куда жаловаться и как все-таки добраться до места назначения.
"У нас билеты на 7 августа из Белгорода до Норильска. В справочной Белгорода нам сказали: "Как хотите, добирайтесь до Москвы, а там при наличии мест вас отправят". Почему в других городах организуют автобусы? А в Белгороде никто ничего не знает, дали телефон представителя, но он был отключен", - пишет участник дискуссии.
"Мы сидим в деревне у черта на куличках, тут нет никаких представительств авиакомпаний. Билеты до Норильска куплены на конец августа. Ни сдать их, ни купить другие возможности нет", - жалуется другой.
"Что делать, если у нас билеты на 9 сентября, брали мы их в Норильске, а сейчас мы в Краснодаре?" - спрашивает третий.
Многие пассажиры отмечают, что по ряду направлений, например Красноярск - Южно-Сахалинск, "Континент" была единственной авиакомпанией, которая осуществляла беспересадочные рейсы. Теперь даже при получении полной компенсации за купленный билет пересечь страну по некоторым маршрутам станет гораздо труднее.
Посетители форума считают, что для случаев банкротства авиакомпаний государство должно разработать специальные меры по организации срочных перевозок авиапассажиров, чтобы предотвратить коллапсы в аэропортах.
"Перед тем как запрещать вылеты данной авиакомпании, нужно было организовать доставку пассажиров в место назначения", - считает один из гостей сайта.
"Вспоминается банкротство комании "Красэйр". Все было культурно и цивилизованно. Сказали - компании больше нет и возить она не будет, но все билеты действительны, просто перевозчиком будет "Заполярье". Почему нельзя было сделать так?" - недоумевает другой участник форума.
Меры принимаются
Для того чтобы навести порядок в ситуации с отменой рейсов, в аэропортах Сочи, Краснодара, Анапы, Благовещенска, Красноярска и некоторых других городов Росавиация создала оперативные штабы. Их сотрудники занимаются возвратом денег пассажирам, сдающим билеты на бланках Транспортной клиринговой палаты (ТКП), и подсаживают пассажиров с билетами авиакомпании "Континент" на свободные места на рейсах других авиакомпаний.
Руководство генпрокуратуры поручило транспортным прокурорам обеспечить пассажиров отмененных рейсов гостиницами, питанием, комнатами матери и ребенка, создать им все необходимые условия. За исполнением этого распоряжения следит Роспотребнадзор.
Росавиация также организовала дополнительные рейсы по вывозу пассажиров из Анапы, Краснодара, Сочи, Красноярска, Благовещенска и других городов. По словам официального представителя Генпрокуратуры Марины Гридневой, авиакомпании Аэрофлот, S7 и Катэк-Авиа уже приступили к доставке пассажиров в пункты назначения.
Авиакомпаниям, взявшим на себя обязательства по отправке пассажиров "Континента" своими самолетами, будут предоставлены субсидии из федерального бюджета.
Сезонные проблемы
Это лето не стало исключением среди прочих: каждый год в июле-августе, когда россияне отправляются на отдых к морю, отечественные авиакомпании преподносят им неприятные сюрпризы.
В августе 2008 года начались перебои с отправкой рейсов крупного авиахолдинга AirUnion, объединившего ведущих региональных авиаперевозчиков страны: "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа". Сначала возникли проблемы с оплатой топлива у авиакомпании "КрасЭйр", входящей в холдинг, через месяц задержки рейсов стали массовыми. Суммарная задолженность альянса перед поставщиками превысила 25 миллиардов рублей. Год спустя все авиакомпании холдинга AirUnion были признаны банкротами.
Лето 2009 года стало последним для основного авиаперевозчика Калининградской области - авиакомпании "КД авиа". Еще в 2008 году компания занимала девятое место в России по объему перевозок, но уже в первом полугодии 2009 года опустилась на 15-е место. Общая сумма кредиторской задолженности предприятия составила свыше 11,7 миллиарда рублей. 5 сентября "КД Авиа" совершила последний рейс, а еще через год была официально объявлена банкротом.
В июле 2010 года начались задержки рейсов у авиакомпании "Атлант-Союз" - официального перевозчика правительства Москвы, выполнявшего большое количество рейсов в России и за рубежом. По данным Росавиации, авиакомпания в августе задержала 12% своих рейсов. Общий долг авиакомпании на март 2010 года составил 12 млрд рублей.
В октябре было объявлено о ребрендинге компании с новым названием "Авиакомпания Москва". С января 2011 года авиаперевозчик перешел под управление авиакомпании "ЮТэйр", и 18 января авиакомпания сообщила о прекращении полётов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции