МОСКВА, 29 июл - РИА Новости. Уходящая неделя запомнилась расследованием двойного теракта в Норвегии, падением самолета в Марокко и обнародованием результатов работы польской комиссии, расследовавшей обстоятельства авиакатастрофы под Смоленском.
Отзвуки выстрелов
Внимание мировых СМИ в течение этой недели было приковано к расследованию двойного теракта, нарушившего размеренное течение жизни норвежской столицы Осло 22 июля. В тот день у комплекса правительственных зданий в центре Осло, где находится канцелярия премьер-министра, прогремел взрыв, унесший жизни 8 человек. А всего через несколько часов мужчина в полицейской форме открыл стрельбу в молодежном лагере правящей Норвежской рабочей партии на острове Утёйя недалеко от столицы, убив 68 человек.
Все 76 жертв теракта к пятнице опознаны, среди них двое иностранцев - граждане Дании и Грузии.
По подозрению в причастности к кровавой расправе на острове был задержан 32-летний норвежец Андерс Брейвик. В нынешний понедельник он впервые предстал перед судом. Доставка Брейвика в суд не обошлась без происшествий: полицейским пришлось спасать подозреваемого от разгневанной толпы, окружившей автомобиль, в котором находился Брейвик.
Заседание длилось всего 35 минут. Суд постановил, что существует достаточно оснований для обвинения Брейвика в совершении преступлений, и решил, что дальнейшие слушания будут проходить в закрытом для прессы режиме, чтобы не предоставлять обвиняемому трибуны для распространения его экстремистских идей. Суд также продлил на восемь недель срок ареста Брейвика, запретив ему свидания с близкими и любую переписку.
Сам Брейвик на заседании признал, что совершил убийства, но виновным себя не считает, поскольку своими действиями якобы "хотел спасти Норвегию и Восточную Европу".
Во вторник стало известно, что Брейвик находится в тюрьме (при этом, в какой именно не сообщалось), и за ним ведется постоянное наблюдение. В настоящее время Брейвик работает над текстом своей речи в суде, и время от времени, выдвигает странные требования о предоставлении ему особенной еды или праздничного мундира. Кроме того, обвиняемый требует, чтобы в его деле участвовала команда зарубежных экспертов, которые должны сделать заключение о его психическом состоянии. Адвокат Брейвика Гейр Липпестад утверждает, что его подзащитный, вероятно, невменяем.
Брейвик дождется суда не раньше 2012 года. По словам генерального прокурора Норвегии Тура-Акселя Буша, столь долгая отсрочка связана с чрезвычайной сложностью дела. Главным вопросом остается возможность наличия у Брейвика сообщников, о которых он говорит. Однако полиция пока не может найти никаких доказательств того, что 32-летний норвежец действовал не один.
Максимальное наказание, которое грозит Брейвику, пока ограничивается 30 годами тюремного заключения. Столько лет Брейвик будет сидеть, если совершённое им будет классифицировано как преступления против человечности.
Тем временем в мире обсуждают "манифест" Брейвика, текст объемом 1,5 тысячи страниц, выложенный в интернете всего за несколько часов до начала кровавых событий. Известно, что 32-летний блондин потратил на его написание несколько лет и 300 тысяч евро. Подозреваемый, в частности, написал, что в качестве возможной цели нападения видит немецкого канцлера Ангелу Меркель, в этом же ключе он упомянул немецкие партии СДПГ, "левых" и "зеленых".
Россия одна из первых среди европейских стран предложила Норвегии помощь в расследовании терактов. Помочь предложили также Литва и Великобритания. Полицейская служба Евросоюза - Европол - объявила в понедельник о создании специальной экспертной группы, которая поможет Норвегии и другим скандинавским странам в изучении и расследовании "неисламских угроз". Тем временем экспертная группа ЕС по инициативе польского председательства провела в четверг экстренное совещание, на котором обсудила феномен террористов-одиночек.
В связи с норвежской трагедией Еврокомиссия намерена создать в рамках Евросоюза систему раннего оповещения об угрозах всех форм радикализации, включая экстремизм и ксенофобию. Запуск ее планируется уже в сентябре.
Правительство самой Норвегии заявило о намерении учредить независимую комиссию с символическим названием "22 июля" для расследования терактов в Осло и на острове Утёйя. Премьер-министр страны Йенс Столтенберг сообщил в среду, что все семьи погибших и пострадавшие получат компенсации.
Пока власти ведут расследование, простые норвежцы буквально утопили Осло в цветах. Сотни тысяч жителей норвежской столицы несут цветы к месту теракта, оставляют букеты на главных городских улицах и площадях. О масштабе траурных мероприятий говорит небывалый рост спроса на цветы: в последние дни продажи цветочных магазинов в Осло выросли на 80%.
Примеру столицы последовали и жители других норвежских городов. Правительство Норвегии в пятницу решило приспустить государственные флаги, которые должны были быть вывешены в честь праздника - дня памяти национального героя, объединителя государства и небесного покровителя Норвегии святого Олафа.
Крупная катастрофа
Военно-транспортный самолет Lockheed C-130 Hercules разбился во вторник в Марокко. По разным данным, на его борту находились 80 или 81 человек. Все они погибли. Среди погибших было 12 гражданских лиц.
Самолет, выполнявший рейс Акадир - Эль-Аюн - Ад-Дахла, принадлежал Королевским ВВС Марокко. Трагический инцидент произошёл в девять утра по местному времени. Самолет направлялся на военный аэродром города Гулимин, находящегося в 700 километрах к югу от столицы страны города Рабат. При посадке он врезался в гору Имститан. Причиной катастрофы стали плохие погодные условия, в частности туман.
Как отметил телеканал "Аль-Джазира", эта авиакатастрофа стала крупнейшей в стране с 1973 года.
Соболезнования королю Марокко Мухаммеду VI выразил во вторник президент РФ Дмитрий Медведев. В связи с авиакатастрофой Мохаммед VI объявил в Марокко трехдневный национальный траур.
Численность ВВС Марокко составляет 13,5 тысяч человек. Лётчики боевых самолётов имеют около 100 часов налёта в год. Изначально закупки авиатехники производились в СССР, но в дальнейшем основными поставщиками стали Франция и США.
Долгие поиски причин
Польская правительственная комиссия обнародовала в пятницу итоги своего расследования обстоятельств катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского Ту-154М, произошедшей в апреле 2010 года под Смоленском. Предполагаемые виновные в катастрофе названы не были. Однако через несколько часов после оглашения выводов комиссии премьер-министр Польши Дональд Туск принял отставку министра обороны страны Богдана Клиха.
Самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. При посадке он зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Погибли все 96 человек, находившиеся на борту, - 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, и восемь членов экипажа.
Публикацию доклада неоднократно откладывали, окончательно работа над ним была завершена только 27 июня, тогда же комиссия передала его премьер-министру Польши Дональду Туску. Он отдал документ переводчикам, которые должны были перевести его на русский и английский языки.
В документе, который представил в пятницу в Варшаве руководитель правительственной комиссии глава МВД Ежи Миллер, отмечается, что нельзя выделить какую-либо одну причину авиакатастрофы, поскольку их было несколько. "Мы исследовали причины инцидента, а не то, какая вина лежит на каждой стороне. Комиссия не занималась расследованием, кто виновен в катастрофе", - сказал Миллер, отвечая на вопрос журналистов.
В частности, одной из причин катастрофы стал поздний уход пилота на второй круг. Система предупреждения столкновения с землей TAWS не была настроена к полету, а экипаж допустил ошибки при заходе на посадку.
Как признал глава польской комиссии, экипажу борта номер один недоставало обучения на симуляторах в трудных погодных условиях. Кроме того, согласно результатам расследования, обучение пилотов спецполка Польши, обслуживающего самолеты руководства страны, не отвечало стандартам.
Ранее сообщалось, что главнокомандующий ВВС генерал Анджей Бласик требовал, чтобы пилоты произвели посадку в сильном тумане и в условиях ограниченной видимости на аэродроме в Смоленске. Но в докладе утверждается, что на экипаж Ту-154М, разбившегося под Смоленском 10 апреля 2010 года, не оказывалось давление.
При этом, по оценке польской комиссии, аэродром "Северный" не предоставил безопасных условий для полета Ту-154М, в том числе, и из-за плохой видимости. Кроме того, польская сторона считает, что российский диспетчер, отвечавший за зону посадки в Смоленске, давал неправильные команды экипажу самолета президента Польши.
Как отмечают эксперты, выводы польской правительственной комиссии не сильно отличаются от тех, которые были сделаны ранее соответствующими российскими службами. По мнению экспертов, доклад открывает возможности для улучшения и нормализации российско-польских отношений.