Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
В Варшаве в пятницу представлен "доклад Миллера" (Ежи Миллер – министр внутренних дел Польши) о причинах катастрофы 10 апреля 2010 года под Смоленском самолета польского президента Леха Качиньского. В той трагедии погибли 96 человек, включая самого президента Польши, его жену и значительную часть руководства страны.
Весь документ в 328 страниц еще предстоит тщательно изучить российским экспертам из Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и прокомментировать его выводы. Что комитет и обещал сделать после получения русского и английского переводов польского доклада, который, собственно, является ответом Варшавы на доклад МАК от 12 января этого года.
Тот январский доклад МАК вызвал неоднозначную оценку в Польше, звучали прямые обвинения в адрес Москвы в том, что она кое-что скрыла, кое-что не так оценила, кое-что не учла, кое-что не договорила.
Уже первое ознакомление с некоторыми выводами польского варианта анализа причин трагедии, увы, показывает, что в толковании ряда аспектов катастрофы нас, по сути дела, пытаются вернуть туда, где мы уже были до доклада Межгосударственного авиационного комитета.
Кто верил, что виновна во всем Россия, либо видел некий "антипольский заговор", могут теперь еще больше утвердиться в своем мнении. Кто изначально сомневался в том, что виноваты русские, тоже найдет для себя в докладе много полезного. Все дело в том, как и кто это будет читать. Здесь сохранен простор для воображения. На полях сложного технического леса деталей, которыми изобилует документ, возможно продолжение любых дискуссий.
Однако авиационные эксперты не сомневаются: отчет правительственной комиссии Польши о причинах аварии Ту-154 под Смоленском в апреле 2010 года подтверждает выводы МАК.
Все-таки "тот, кто арендует самолет"…
В документе, подготовленном под руководством министра внутренних дел Ежи Миллера, признается, что экипаж президентского ТУ-154 допустил серьезные ошибки при заходе на посадку. Он не реагировал на предупреждения систем безопасности TAWS, слишком поздно принял решение уйти на второй круг. И подготовка пилотов оставляла желать лучшего.
Однако в докладе содержится утверждение, что на экипаж Ту-154, разбившегося под Смоленском 10 апреля 2010 года, не оказывалось давление.
Впрочем, Ежи Миллер признал (впервые так откровенно), что решение о посадке принимал не экипаж, а "главный пассажир", т.е. польский президент. На пресс-конференции после обнародования документа он прямо заявил, что "решение о том, "где садимся", принимает не экипаж, а тот, кто арендует самолет". Об этой "тайне" знали все, но предпочитали не говорить открыто, щадя память погибших.
Понятно, что любой рейс с президентами или премьерами в качестве пассажиров – это совершенно особый случай. Капитан корабля, естественно, несет всю полноту ответственности за тех, чья жизнь ему доверена. Но не надо забывать, что в некоторых ситуациях многое решает "главный пассажир". А у главного пассажира в том рейсе характер был не из легких.
Мы, естественно, никогда уже не узнаем, кто что и кому говорил и какие "пожелания" или прямые указания давал пилотам злополучного Ту-154. Но зная всю подоплеку рейса и отношение Леха Качиньского к России, вряд ли кто-то усомнится, что уход на запасной аэродром он воспринял бы как личное и национальное оскорбление.
Что касается диспетчеров, которые якобы должны были настоять на уходе самолета на запасной аэродром, то они не могут что-либо "приказывать" бортам такого класса, а могут только рекомендовать и информировать. И в Польше, и в России, и в мире все специалисты это прекрасно знают.
Кого же обвиняют в докладе
По польской версии, одной из причин катастрофы стал поздний уход пилота на второй круг. Система предупреждения столкновения с землей TAWS не была настроена к полету, а экипаж допустил ошибки при заходе на посадку. Но и аэродром Северный "не обеспечил безопасности полета, в том числе из-за плохой видимости", утверждается в документе.
Польская сторона считает, что российский диспетчер в Смоленске давал неправильные команды экипажу президентского лайнера. Комиссия утверждает, что российский диспетчер, который отвечал за зону посадки 10 апреля 2010 года, имел слишком мало практики. "Это был его второй рейс за 12 месяцев, он давал ошибочные команды экипажу", – заявили эксперты на пресс-конференции в Варшаве.
В выводах любой комиссии главное – точность интерпретации действий того или иного человека. После такой характеристики работы российского диспетчера обывателю уже не покажутся сколь-нибудь серьезно значимыми все остальные заключения польской комиссии. А между тем они весьма красноречивы – в них говорится и о недостаточной подготовке пилотов, и о неверных действиях экипажа, и об игнорировании показаний систем предупреждения, неверном прочтении некоторых сигналов и т.д. и т.п.
Доклад совсем не последний
Поляки ждали этого доклада так, словно до него ничего не было. Никаких расследований. Так обычно ждут "окончательного приговора": кто виноват и кто прав? И либо можно вздохнуть свободно, либо придется всю жизнь жить с грузом на душе. Такие доклады – как эксгумация правды после мучительного ожидания.
Но вместо этого получается, что всю трагическую "смоленскую историю" словно вскрыли консервным ножом и опять дали повод сомневаться в любых объяснениях случившегося.
Конечно, трудно признавать, что "могила Ту-154" для польской политической элиты под Смоленском готовилась (не умышленно, естественно) теми, кто эту элиту и возглавлял. Такие доклады как разрез по уже начавшей заживать ране. А ведь стране 9 октября этого года предстоят парламентские выборы. Не то чтобы этот доклад Польшу снова расколет: она и так была расколота на две не совсем равные части "смоленской катастрофой". Но единства точно не добавит.
Премьер-министр Польши Дональд Туск считает, что отчет может стать основой для хороших отношений РФ и Польши.
Но это не последний доклад по смоленской трагедии. Верховная контрольная палата Польши (аналог российской Счетной палаты) готовит собственный документ по катастрофе. Она изучает дело с несколько иной стороны: соблюдены ли были все принятые в Польше нормы обеспечения безопасности руководства и полетов министерством обороны, командованием ВВС, 36-го специального авиаполка ("правительственный перевозчик"), канцелярией президента и премьера, службами правительственной охраны. Доклад должен быть обнародован осенью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции