Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.
Кремль раскритиковал предложение Минфина распространить страховые взносы на зарплаты свыше 463 тысяч рублей в год, чтобы компенсировать доходы, выпадающие в связи со снижением страховых взносов. Помощник президента России Аркадий Дворкович выступил за введение регрессивной шкалы страховых взносов, однако подчеркнул, что ставка не должна превышать 6% для крупного бизнеса и 2% для малого.
Эксперты уверены, что ни инициатива Минфина, ни предложение Кремля не только не дадут желаемого результата, но и повредят российской экономике.
В июне президент России Дмитрий Медведев объявил, что с 2012 года максимальная ставка страховых взносов на пенсионное, медицинское и социальное страхование будет снижена с 34% до 30%, а для малого бизнеса в производственной сфере – до 20%. В Минфине подсчитали, что выпадающие доходы бюджета от снижения страховых взносов составят 460 миллиардов рублей.
Чтобы восполнить потери, ведомство Алексея Кудрина предложило пересмотреть зарплатную шкалу при взимании страховых взносов.
Сейчас, напоминает глава «Деловой России» Борис Титов, работодатели платят страховые взносы в размере 34% с зарплат, не превышающих 463 тысяч рублей в год. То есть, с высоких зарплат страховые взносы вообще не отчисляются, пояснил Титов. Минфин предложил взимать страховые взносы и с зарплат работников, чей годовой доход превышает 512 тысяч рублей (45 тысяч рублей в месяц). Ставка этих взносов, по идее Минфина, должна составлять 10%. Исключение предлагается сделать для предприятий неторгового малого бизнеса, им предлагается платить 7% от суммы зарплаты, превышающей установленный предел.
Предложение Минфина вызвало активное обсуждение в экспертном сообществе. Финансовые аналитики, экономисты и руководители бизнеса внесли свои предложения на эту тему. По мнению Бориса Титова, чтобы закрыть дыру в бюджете и восстановить социальную справедливость, необходимо ввести тридцатипроцентную ставку страховых взносов для всех, независимо от размера зарплаты. «Почему богатые должны платить меньше?» – недоумевает эксперт. Власти отвергли предложение «Деловой России» и, похоже, намерены все-таки пойти по пути введения регрессивной шкалы страховых взносов. Вопрос только в размере ставки.
Зарплаты в конвертах
"Я за [введение регрессивной шкалы]. Но против 10%", - сказал РИА Новости Аркадий Дворкович, представляющий позицию Кремля. По его мнению, ставка должна составлять "не более 6%, а для малого бизнеса - 2%". "А лучше – для всех 2%", - резюмировал помощник президента.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев опасается, что изменение принципов взимания страховых взносов может привести к использованию теневых схем оплаты труда, таких, например, как зарплаты «в конверте».
Крупные компании и различные финансовые институты, дорожа своей репутацией, не пойдут на подобные ухищрения, они переложат дополнительные расходы на плечи потребителей, повысив стоимость товаров и услуг, предупреждает эксперт.
Кроме того, введение новой схемы может негативно отразиться на работниках, чей годовой доход превышает установленный Минфином предел. «Мы можем прийти к тому, что в банках, в финансовых институтах, где действительно высокие зарплаты, может быть пересмотрена формула индексирования заработных плат», – отметил эксперт в беседе с РИА Новости.
Бизнесу будет сложно использовать теневые схемы, поскольку высокие зарплаты выплачивают, в основном, крупные компании, которые к таким схемам прибегать не станут, добавляет заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган. Депутат также уверен, что повышение налоговой нагрузки на стоимости товаров и услуг существенно не отразится. «Это в основном с крупных компаний будет [взиматься], и если посчитать, сколько в структуре себестоимости будут составлять дополнительные расходы, думаю, меньше процента», – сказал депутат РИА Новости, добавив, что в структуре расходов большинства компаний заработная плата, как правило, не превышает 20%.
От распространения страховых взносов на высокие зарплаты выиграет малый и средний бизнес, который сегодня в России «не обласкан», полагает депутат. В структуре экономики они [малые и средние компании] занимают не более 10-12% по России, когда в развитых странах это 40%. Потенциал роста колоссальный, для этого надо создавать условия», – отметил Коган, подчеркнув, что крупный бизнес сегодня «и так со всех сторон защищен».
«Выйти из совка»
Предложенная Дворковичем двухпроцентная ставка страховых взносов не поможет закрыть дыру в бюджете. Того, что предлагает Минфин, тоже не хватит для восполнения выпадающих доходов, а «бизнесу при этом будет плохо», – говорит научный руководитель высшей школы экономики Евгений Ясин. По его мнению, граждане должны сами делать отчисления в Пенсионный фонд. Причем, в обязательном порядке.
«То, что они [власти] хотят возложить на бизнес, должны платить граждане, это их функция. Почти нигде в мире нет стран, которые бы платили за граждан деньги, которые накапливаются на их пенсии, – отмечает эксперт. – Те деньги, которых не хватает на покрытие дефицита пенсионного фонда, нужно брать на постоянной основе, и это не могут быть только одни предприниматели. Каждый сам себе должен вносить деньги на свой пенсионный счет».
Но чтобы реализовать этот сценарий в России, необходимо существенно повысить уровень зарплат, говорит Ясин. В нашей стране слишком велика доля населения, которая получает крайне низкую заработную плату, «поэтому все время [взносы в пенсионный фонд] перекладывают на бизнес, на государство и так далее», – отмечает эксперт. «Мы никогда не решим проблему пенсионного фонда, если не повысим заработную плату», – пояснил он. Вместе с увеличением заработной платы необходимо повышать пенсионный возраст, а когда это будет сделано, можно будет переложить пенсионные отчисления на плечи граждан, уверен эксперт.
По его мнению, необходимо установить некий обязательный платеж, который будет распределяться между работником и работодателем. То есть, часть платит компания, часть – сотрудник. К примеру, в Германии это соотношение составляет 50 на 50, в Израиле одну треть платит работник, две трети – работодатель. «Я считаю, что должен быть обязательный порядок, согласно которому определенная сумма с самого начала накапливается на пенсионном счете будущего пенсионера. И на этот же счет делает взносы его работодатель», – поясняет Ясин.
«Если вы рассчитываете только на маленькую зарплату, которой хватает только на питание и одежду, а больше ни на что, как в советское время, когда все остальное государство раздавало, тогда у вас, конечно, не будет хватать [денег]. Мы никак не можем выйти из этого совка», – посетовал Ясин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции