В прокат выходит очередное супергеройское кино - трудно уже сказать какое по счету за этот год. "Капитан Америка. Первый мститель", так же как и его предшественники - фильмы "Тор", "Невероятный Халк" и дилогия про Железного человека - относится к киновселенной Marvel, компании, когда-то начинавшей с комиксов, но распространившейся на кино, видеоигры и сувениры. Три года назад Marvel вошла в состав Walt Disney Company - за $4 млрд.
Вообще сценаристы Marvel за десятилетия придумали и нарисовали даже не сотни, а тысячи персонажей - в том числе Человека-паука, Фантастическую четверку, Людей Икс и др. С участием многих из них уже сняты фильмы, заработавшие огромную кассу по всему миру. Но кинематографическая вселенная Marvel - особый проект. Это продолжающийся сериал блокбастеров про героев комиксов; причем фильмы этого проекта можно смотреть как по отдельности, так и подряд - в каждом из них есть отсылки к параллельным сюжетам. Кульминацией сериала должна стать картина "Мстители", которая объединит в одну команду борцов со злом - и Халка, и Железного человека, и Тора, и Капитана Америку. Но и после того, как весной 2012 "Мстители" появятся на экранах, история будет продолжаться за счет сиквелов и фильмов, целиком посвященным особо выдающимся супергероям.
Цельнолитой патриот
Что касается самого Капитана Америки, то его сюжетная линия, пожалуй, самая скучная из всех. Дело в том, что образ бесстрашного силача с пуленепробиваемым звездно-полосатым щитом и комичными крылышками на шлеме был специально придуман писателем Джо Саймоном и художником Джеком Кирби в 1941 году для пропаганды милитаризма и "бряцания оружием". Другими словами, капитан с говорящим именем - это такой кролик Квики, только он продает не растворимое какао, а мечты о звездочках и лычках американским призывникам. К слову, Квики печатается не только на этикетках; ему в свое время тоже довелось стать героем комиксов - правда, конкурирующей по отношению к Marvel конторы DC Comics.
Капитан Америка - это такой цельнолитой патриот Соединенных Штатов, главное занятие которого - сворачивать челюсти нацистам, защищая родину от предполагаемого противника. Понятно, что в комиксах о Капитане все немецкие орудия повернуты в сторону США, и Гитлер спит и видит, как захватить свободолюбивую страну. И это ему вполне было по силам, если бы не самоотверженность Капитана. Удивительное дело, но американские мальчишки этому верили, и многие из них в самом деле отправлялись добровольцами на фронт. Особенно их, надо полагать, вдохновлял тот факт, что Стивен Роджерс, ставший супергероем благодаря научным достижениям американского военпрома, - самый обыкновенный мальчишка, каких в любом дворе найдется с десяток: не инопланетянин, не мутант и даже не спортсмен.
Герой с подтанцовкой
В фильме 2011 года патриотизм главного героя, конечно, уже не может быть транслирован так же, как и в разгар мировой войны. Больше того, он тут откровенно высмеивается. Когда Стив получает свою дозу радиации и из доходяги превращается в здоровяка, его отправляют не воевать, а продавать военные облигации и агитировать за службу в ВС США. Его наряжают в дурацкий костюм патриотической расцветки, быстро собирают для него подтанцовку из белокурых красоток и отпускают гастролировать по стране. И только когда Стив узнает, что его друг Баки попал в фашистский плен, он наконец-то по-настоящему встает под ружье. Собственно, первую половину фильма Капитан танцует, а вторую - носится по Европе, взрывает немецкие заводы и пускает под откос немецкие поезда.
В общем, само по себе это кино далеко не шедевр, и ему далековато даже до фильмов вроде "Люди Икс" или "Тор". И все же сам Капитан и в военные годы, и затем в 1960-е и 1980-е, когда его персонаж удачно реанимировали, пользовался огромной любовью подростков. В мае этого года он занял 6 место в сотне лучших героев комиксов всех времен по мнению авторитетного сайта ign.com. Я уверен, что это объясняется не только абстрактной любовью американцев к своей стране и всем предметам, на которых есть изображения звездочек и полосок. Чтобы понять, почему Капитан Америка так популярен, нужно заглянуть в те, самые первые книжки комиксов, выходившие в 1940-х годах.
Устал быть слабым? Тебе нужна шайка патриотических друзей!
Естественно, рисованные истории для подростков никогда не существовали сами по себе. Начиная с самых первых номеров, в книжках с комиксами публиковались познавательные странички "Знаете ли вы что?". Что на Аляске не водится полярных медведей. Что первую бомбу изобрели еще в XVI веке. Что суда ВМС США получают названия по строгой системе: линкоры называются как штаты Америки, крейсеры - как города, подлодки носят имена рыб, тральщики - птиц и т.д. Кроме того, почти в каждом номере были относительно длинные текстовые (без картинок) истории про любимых героев, предложения объединяться в фан-клубы, анонсы новых персонажей и т.д. И самое главное - реклама.
Реклама в комиксах - это отдельная и очень любопытная история. Суть ее в том, что, так же как и все остальное в книжках комиксов, она продавала нечто наполовину вымышленное - наполовину реальное.
В частности, всегда, начиная с 1940-х годов, позднее в 1960-х, и вплоть до наших времен, в комиксах присутствовал модуль с рекламой курсов карате, джиу-джитсу, борьбы, бодибилдинга, упражнений для похудения и даже гипноза. Характерной чертой всех таких объявлений было совершенно недвусмысленное обращение внимания подростка к только что прочитанному и одновременно - к его повседневному опыту. "Ты устал быть таким слабым? Хватит бегать от хулиганов! Закажи самоучитель карате за полдоллара и стань мастером уже через неделю!". "Не будь рабом - стань хозяином! Стань сильнее!", "Избавься от этого ужасного живота!". При этом становиться похожим на героев любимых комиксов предлагалось не только за счет упражнений. Можно было и схитрить. Тут же, рядом с рекламой эспандеров, предлагались мужские корсеты для стройности ("носятся под одеждой, совсем не видно") и специальная обувь на высоких каблуках ("твоя девушка уже не будет выше тебя").
Капитан Америка стал большим, сильным и смелым благодаря загадочной сыворотке и обработке радиоактивными "вита-лучами". Оздоровление радиацией (препаратами, содержащими изотопы радия) для Америки к тому времени уже было пройденным этапом. Но протеиновые коктейли как раз входили в моду. И вместе с полушарлатанскими системами тренировки тела они предлагали настоящую систему по созданию Капитана Америка из каждого парня США. Рекламировались они соответственно: "Мы поможем превратить в гиганта каждого малыша!".
Сейчас, конечно, все эти супергеройские тренировочные программы не так актуальны: во-первых, давно сложился культ худощавых, во-вторых, современные подростки больше любят смотреть, чем делать, и их виртуальная жизнь зачастую гораздо ярче реальной.
Это не значит, что Капитан Америка с его пафосом "простого парня" станет аутсайдером. Просто в новом фильме у него появятся друзья - команда, скажем так, более необычных супергероев, богов и инопланетян. Патриотизм, тем более заморский, - это все же как-то слишком. А шайка друзей - как раз то, что нужно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции