Владимир Петровский, РИА Новости.
В ожидании 2 августа в столицах стран Восточной Азии сохраняют внешнее спокойствие. Но спокойствие это только кажущееся. Состоится американский дефолт или нет, там готовятся к неизбежным финансово-экономическим последствиям.
На фоне изнурительных споров между администрацией Барака Обамы и республиканцами в Конгрессе о поднятии потолка государственного долга общий тон официальных комментариев представителей правительств, бизнеса и биржевых кругов Китая, Кореи и Японии таков: "технического дефолта", скорее всего, не будет, а если он и произойдет, потрясений ждать не стоит.
На самом же деле в странах – крупнейших держателях американских государственных облигаций, прежде всего в Китае (более $1,15 трлн) и Японии ($890,3 млрд), на которые приходится 40% американского госдолга, – готовятся к непростым временам. Похожие настроения и в других странах региона, например в Республике Корея и Индии, которые хранят большую часть своих валютных резервов в американских долларах.
Логика простая: дефолт или даже серьезная напряженность, вызванная его ожиданием, увеличат волатильность финансовых рынков, спровоцируют резкий подъем процентных ставок и ослабление курса доллара. Это, как заявил Wall Street Journal заместитель директора исследований международных финансов китайской Академии общественных наук Чжан Мин, может "убить слабые ростки экономического возрождения" в Азии, которые только-только стали появляться после глобального кризиса.
"Нет другого выбора"
При этом в Китае не собираются в краткосрочной перспективе приостанавливать покупки американских казначейских облигаций, несмотря на потенциальный риск дефолта США. Как написала на днях газета "Жэньминь Жибао" со ссылкой на правительственный исследовательский центр, "у Пекина нет другого выбора, кроме как продолжать покупать американские долги, потому что Китай хочет стабильного доллара. А американские казначейские облигации остаются наиболее ликвидным инвестиционным продуктом на рынке, учитывая огромные золотовалютные резервы Китая".
То, что альтернативы американским бондам фактически нет, понимают и в Японии, государственный долг которой достиг 200% ВВП страны. А ведь ей предстоят колоссальные траты на устранение последствий мартовских урагана и цунами, общий ущерб от которых оценивается в диапазоне от 16 до 25 трлн иен, то есть от 195 до 305 млрд долларов.
Рост курса иены, наблюдаемый в последние дни, вызван тем, что часть инвесторов рассматривают иену как тихую гавань. Однако рост курса иены означает подорожание японского экспорта. Например, "Тойота" и другие японские автопроизводители, получающие основную прибыль на североамериканском рынке, могут понести колоссальные потери, связанные с падением производства и ростом безработицы.
То обстоятельство, что экономики большинства стран Восточной Азии ориентированы на экспорт, может привести к тому, что падение спроса на их товары в США спровоцирует кризисные явления и во взаимной торговле. А это будет означать все более настойчивое стремление вытеснить доллар из системы взаиморасчетов.
Развитые страны Азии были внутренне готовы бросить вызов американской валюте еще до истории с ожиданием дефолта. Так, на специальном азиатском саммите в рамках трехстороннего диалогового формата "Стратегия 2020" в мае 2011 года главы министерств финансов Китая, Японии и Южной Кореи приняли решение использовать возможности для увеличения доли своих национальных валют в торговых операциях в регионе Северо-Восточной Азии и "везде, где возможно". Снижение роли американской валюты в Азиатско-Тихоокеанском регионе, локомотиве глобального экономического роста, не может не отразиться на ее положении и во всем остальном мире.
Стратегия России 2020: документы, интервью, комментарии>>
Подсчитываем риски и готовимся зализывать раны
Каждая из стран региона просчитывает для себя прямые и косвенные последствия возможного американского дефолта. Например, в Республике Корея, с ее 300 млрд валютных резервов, ожидают их возможного частичного обесценивания из-за падения курса доллара. В Сеуле опасаются и замедления экспорта, и непредсказуемых флуктуаций потоков иностранного капитала, и связанного с этим инфляционного давления. Газета Korea Times напоминает в связи с этим, что именно чрезмерные заимствования в иностранной валюте, прежде всего в долларах, и привели Корею и другие азиатские страны к опустошительному финансовому кризису 1997-1998 годов.
А еще в Корее опасаются сейчас за судьбу соглашения о зоне свободной торговли с США (KORUS FTA), которое было подписано президентами двух стран еще в 2007 году и до сих пор ожидает ратификации в Национальной ассамблее РК и американском Конгрессе.
Предусмотренные соглашением ликвидация или значительное сокращение тарифов и таможенных сборов увеличат взаимный товарооборот на сотни миллиардов долларов. От ратификации соглашения зависит будущее южнокорейской экономики, ориентированной преимущественно на экспорт.
Президент РК Ли Мен Бак ведет непростой диалог с парламентской оппозицией, которая блокирует ратификацию соглашения, опасаясь рисков для внутреннего рынка и отечественных производителей. И при этом боится, что из-за препирательств в Вашингтоне по поводу поднятия потолка госдолга американцы о KORUS FTA попросту забудут (или опять отложат ратификацию в Конгрессе в долгий ящик).
Администрация Обамы вроде бы урегулировала разногласия с республиканцами в Конгрессе по этому поводу и обещает представить пакетный законопроект о ратификации соглашений о зонах свободной торговли с Южной Кореей, Колумбией и Панамой до 6 августа. Но кто знает, как поведут себя республиканцы в палате представителей накануне 2 августа?
Для Республики Корея и Японии, близких военно-политических союзников США, есть еще и косвенные, но весьма вероятные риски, связанные с дефолтом. Если администрация Обамы согласится с требованием республиканцев о частичном снижении госрасходов, то прежде всего могут быть сокращены расходы, связанные с военными обязательствами Соединенных Штатов за рубежом.
Для Сеула и Токио это будет означать дополнительные расходы на оборону и сокращение рабочих мест местного технического и обслуживающего персонала на американских военных объектах, – то есть дополнительную нагрузку на бюджет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции