Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем" - для "РИА Новости"
Борьба с договорными матчами в российском футболе может выйти на такой высокий политический уровень, который и не снился странам, давно и успешно сражающимся с обострившейся во всем мире проблемой. Глава Счетной палаты Сергей Степашин, возглавляющий попечительский совет московского "Динамо" и не скрывающий симпатий к еще одному клубу премьер – лиги – санкт-петербургскому "Зениту", направил письмо премьер-министру Владимиру Путину. Суть письма – предложение рассмотреть вопрос об установлении уголовной ответственности за организацию договорных футбольных матчей.
В качестве примера зарубежного опыта противодействия договорнякам Сергей Степашин направил главе правительства 11-страничный текст перевода одного из законов Турции, которая нынешним летом настолько рьяно взялась за искоренение договорных матчей, что неизвестно, состоится ли очередной чемпионат страны: в кутузке оказались многие футбольные функционеры.
В России с договорными матчами дело обстоит непросто. Все наблюдатели говорят, что "договорняки" существуют, и существовать не прекращают. Расхождения лишь в количестве "левых" матчей. Одни, в частности, владелец "Спартака" и член исполкома Российского футбольного союза Леонид Федун, говорят, что их стало меньше по сравнению с предыдущими чемпионатами. Другие, например, вице-президент РФС Сергей Капков, считают, что процент договорных матчей в России довольно высок.
Договаривающиеся стороны сходятся обычно на том, что проигравшая команда за оказанную услугу либо получит деньги (суммы в конце чемпионата резко возрастают), либо она вправе рассчитывать на симметричный – три очка! – ответ в следующем чемпионате. Кроме того, иногда обе стороны "делают" счет, выгодный тем, кто именно на данный результат ставит огромные деньги в букмекерских конторах. Участники сговора получают, разумеется, премии от тех, кто преуспел в тотализаторе.
Надо сказать, футбольные власти России лишь имитируют борьбу с договорными матчами. Время от времени они создают комитеты, экспертные советы и комиссии, перед которыми ставится заведомо невыполнимая задача искоренить договорняки. У этих советов нет никаких полномочий. Они даже не в состоянии назвать тот или иной матч договорным, поскольку не обладают достоверными, задокументированными сведениями. Пресса российская, кстати говоря, тоже: в СМИ, дабы избежать судебных процессов с клубами, подобные игры принято называть "странными" и "бизнес-матчами" - к такой нейтральной терминологии не придраться, она не требует точных доказательств.
Справиться в какой-то степени с договорной заразой могут лишь правоохранительные органы, как это произошло (и происходит) в Италии, Германии, Турции, Греции. Прослушивание телефонных переговоров, свидетельства участников сговоров, видеозаписи встреч представителей разных клубов с аудиосопровождением, факты привлечения арбитров к договорному процессу – какая комиссия, собирающаяся от случая к случаю, в состоянии решать вопрос в такой плоскости?
Не спасают, понятно, и декларации, какой бы эмоциональной мощью они ни обладали. Президент РФС Сергей Фурсенко год назад заявил, что договорные матчи будут выжигаться у нас "каленым железом". То ли железа не нашлось, но воз и ныне там, что позволяет руководителю РФС в очередной раз, вслед за письмом Сергея Степашина, провозгласить: "Борьба с договорняками будут беспощадной".
"Прошу поддержать", - заключает свое письмо Сергей Степашин. На чиновничьем языке это означает, что адресат заранее, до появления документа в прессе, был оповещен о том, какого содержания бумага появится на его столе. Владимир Путин не может не чувствовать, какую общественно значимую проблему представляет собой в данный момент ситуация с договорными матчами. О ней говорят на каждом футбольном (и не только футбольном) перекрестке. Серьезный удар по договорнякам вовсе не стал бы лишним.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции