На днях в Туле завершился чемпионат России по велоспорту в гите на 200 метров с хода. Золотыми призерами соревнований стали москвичи. Не оставили без наград свой край и тульские велосипедисты. Спортсменки Лидия Плужникова и Елизавета Ассесерова заняли второе и третье места на пьедестале почета. Велосипедный спорт – один из самых медалеемких в регионе. Секрет тульских побед кроется не только в упорном труде, но и в спортивных традициях. Велотрек, на котором проводились состязания, является старейшим в России. В этом году он празднует два громких события: свое 115-летие и завершение многолетней реконструкции.
Тульский велотрек – тогда его называли "циклодром" – построен в 1896 году на средства меценатов. Здесь любил прокатиться сам Лев Николаевич Толстой. В 30-е годы Тула завоевала право называться столицей отечественного велоспорта. А в 1967 году Международный Союз велосипедистов особо отметил успехи наших спортсменов, приняв решение проводить на треке крупные международные соревнования на "Большой приз Тулы". Долгое время тульские спортсмены занимали лидирующие позиции по количеству наград, полученных на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Ими добыто более 75 золотых, серебряных и бронзовых медалей.
Сейчас трековыми и шоссейными гонками в области занимается около 500 человек. Это воспитанники трех детско-юношеских спортивных школ, учащиеся Школы высшего спортивного мастерства, а также ученики спортивных клубов. Однако история тульского велоспорта помнит и тяжелые времена. В период перестроечной разрухи велодром начал постепенно приходить в упадок. Вместе с треком стал угасать и велоспорт. Трек по-прежнему соответствовал международным стандартам, но из-за неудовлетворительных бытовых условий чемпионат страны, ранее ежегодно проводившийся в Туле, был перенесен в Москву. С тех пор велотрек пережил несколько реконструкций. Очередная завершилась в 2004 году, когда были полностью отремонтированы восточная трибуна, полотно трека и подсобные помещения. Но этого было недостаточно.
Спустя пару лет, на треке снова развернулась стройка и изрядно затянулась. В прошлом году спортивная общественность, взволнованная происходящим, опубликовала в местных газетах открытое письмо "Тульский спорт в опасности", адресованное губернатору Вячеславу Дудке. "Состояние тульского велотрека вызывает серьезные опасения: велокабины и другие помещения под одной из трибун постоянно заливает дождевой водой… За последние два года Тулу покинули девять ведущих велогонщиков (мастеров спорта международного класса), принявших приглашения из других городов", - говорилось в письме. Реконструкцию велотрека было решено ускорить, и сейчас она, наконец-то, подходит к концу.
Как сообщили корреспонденту пресс-центра ФЦП в областном Департаменте по спорту, туризму и молодежной политике, губернатор поручил завершить строительные работы не позднее декабря 2011 года. "Должны сдать объект к 1 декабря", - сказали в Департаменте. Всего на реконструкцию направлено свыше 90 миллионов рублей. Это средства областного бюджета и федерального, выделенные в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы" (ФЦП). Помимо реконструкции самого трека проект предусматривает открытие медико-восстановительного центра, тренажерного зала, велокабин, мастерских и других необходимых объектов.
Сдачей велотрека в эксплуатацию к декабрю 2011 года модернизация тульской велосипедной инфраструктуры не ограничится. В 2013-2014 гг. в городе должно начаться строительство крытого велотрека и шоссейной кольцевой трассы. Под крышей трека разместится 250-метровое полотно олимпийского стандарта и трибуны на 4 тысячи зрителей. Рядом появится универсальная спортивная площадка, спортзал и гостиница. А шоссейная кольцевая трасса протяжённостью 12,5 километров будет использоваться не только для занятий спортсменов-велосипедистов, но и для катания на роликах и тренировок лыжников в зимнее время. Все эти объекты должны образовать Федеральный центр велоспорта.
Екатерина Мухлынина